DataLife Engine > Культура > Кто такие куашха?

Кто такие куашха?


3-03-2015, 10:21. Разместил: admin Принимая во внимание, что окончание «н» в убыхском языке было показателем множественного числа, мы можем предположить, что Диже идентичны часто упоминавшейся фамили Дечен (Дэчэн) [59, p. 155], то же: Дишан, Дезшен, Дешен). Одно из селений, возглавляемых этой фамилией, было по среднему течению Шахе. В 1826 г. Дечены нащупывали почву для переговоров с царским командованием о развитии русско-убыхской торговли, а в 1851 г. представители этой фамилии вели мирные переговоры в г. Керчь с адм. Серебряковым [6, VI, ч. 2, с. 492; 6, X, с. 687-688; 57, карта].
Верхним слоем убыхского общества была племенная знать, так называемые куашха (къуащхьэ) [148, с. 102; 49, IV, s. 135]. К XIX в. установил¬ся взгляд, уравнивавший куашха с черкесскими уорками. Тех и других прежняя русская литература именовала дворянами. Но если сравнивать их с черкесскими уорками, то в первую очередь — с уорками шапсугов, абдзахов и натхуаджей. Положение же уорков бжедугских, чемгуйских или кабардинских в значительной мере отличалось от общественного положения куашха уже по одному тому, что первые имели над собою некоторую власть более высокого сословия пши (называемых в литературе князьями), а вторые являлись высшей ступенью сословной лестницы. Само сравнение куашха с уорками шапсугов, абдзахов и натхуаджей также требует одной оговорки. Куашха, благодаря своему богатству и численности, пользовались в общественной жизни убыхов большим влиянием, чем уорки названных племен.
Куашха выделялись среди свободного населения знатностью своего происхождения и богатством. Они не имели никаких юридических прав ни на подчинение себе вагышей, ни на их имущество. Они были лишь старшими среди равных. Почета и уважения они могли достичь лишь за боевые доблести или за хадж (поломничество) в Мекку. Юридически вагыши были свободны от всяких повинностей в пользу куашха. Но существовал старый обычай трудовой взаимопомощи, который куашха в некоторых случаях старались превратить из добровольного и обоюдного в обязательный и односторонний. Но этого они так и не добились.
Куашха имели немало рабов и крепостных, но и многие вагыши их также имели. Так как зависимые категории убыхов представляли собою меньшинство населения, то мы не имеем права говорить о феодализме в Убыхии XIX в. Феодальные отношения были, но они господствовали лишь там, где выступал, с одной стороны, куашха или вагыш с другой — его крепостной. Но в целом убыхское общество в XIX в. находилось между патриархатом и феодализмом, в период укрепления территориальной общины, феодализации племенной знати, в преддверии становления государства.
скачать dle 11.3
Вернуться назад