DataLife Engine > История > ШАПСУГИ - субъэтническая группа адыгов (черкесов), коренное население Северо-Западного Кавказа и Черноморского побережья

ШАПСУГИ - субъэтническая группа адыгов (черкесов), коренное население Северо-Западного Кавказа и Черноморского побережья


9-06-2018, 07:29. Разместил: admin
ШАПСУГИ - субъэтническая группа адыгов (черкесов), коренное население Северо-Западного Кавказа и Черноморского побережья
ШАПСУГИ, шапсыг, адыгэ (самоназвание), а также черкесы - субъэтническая группа адыгов (черкесов), коренное население Северо-Западного Кавказа и Черноморского побережья в частности. В настоящее время компактно проживают в 13 населенных пунктах Лазаревского г. Сочи и Туапсинского районов Краснодарского края. Более половины причерноморских шапсугов - жители прибрежной или так называемой городской черты от собственно Сочи до поселка Новомихайловский включительно. Большие шапсугские общины имеются в районных центрах (Лазаревское, Туапсе), поселке Головинка (Шахапэ), некоторых других поселках. Современная численность причерноморских шапсугов - около 10 тыс. человек
Шапсуги компактно проживают также в 4-х аулах Республики Адыгея. Имеют большую диаспору в Турции и на Ближнем Востоке. Говорят на диалекте адыгского (черкесского) языка, относящегося к западно-кавказской (адыго-абазино-абхазской) ветви северокавказской языковой семьи.
Древнейшая история шапсугов неразрывно связана с историей и культурой народов этой группы, имеющих общее происхождение и являющихся автохтонами Западного Кавказа.
Первое упоминание в письменных источниках термина шапсуги в форме абаза-шапсуги относится к 1725 г. В русских документах сведения о шапсугах (Шапсо, Сапсых) появляется в 40-х гг. XVIII в., в европейских - в середине этого века. Столь поздняя фиксация источниками этнонима однако не означает, что возникновение термина относится к тому же времени. В этой связи представляет интерес упоминание византийским императором X в. Константином Багрянородным в своем сочинении «Об управлении государством» причерноморского зихского селения-общины Сапакси (Шапакси). Существует предположение о связи этого адыгского (зихского) термина с шапсугской общностью.
Этническое название шапсугов связано с гидронимом Шапсухо (река в Туапсинском районе).Слово Шапсухо означает "Три реки" или "Река, состоящая из трех рек". Таким образом, современное "ша" есть адыгское слово "щы" - три, а псухо (псыхъо) – "вода, река". Долина одной из трех рек, действительно дающих начало реке Шапсухо, а именно ее правого притока Дефан, являлась малой родиной Е. Х. Напсо, 91-летнего жителя аула Агуй. Именно он и стал информатором академика Симона Джанашиа, автора «Черкесских дневников», зафиксировавшего эти сведения в своем отчете об этнографической экспедиции 1929 г. в Шапсугский национальный район.
Практически все источники XVIII-XIX вв. подчеркивают близкородственные связи шапсугов с натухайцами (соседняя на северо-западе адыгская этническая группа). С шапсугами связаны и хакучи. В литературе XIX в. хакучами называли беглых из разных адыгских локальных групп. Жили в верховьях рек Аше и Псезуапсе. Хакучи этнически составляли единое целое с шапсугами, их язык представляет собой говор шапсугского диалекта.
Связь с шапсугами имела и этническая группа гуайе (гоайе). В XVIII в. гуайе были еще многочисленны и обитали в низовьях реки Псезуапсе и некоторых ближних к ней рек. По свидетельству источников слились с шапсугами, поэтому в первой половине XIX в. редко упоминаются как особое подразделение адыгов. В XIX в. гуайе соединились с шапсугской фамилией Коблевых и впоследствии стали Коблевыми.
Шапсуги принимали активное участие в борьбе адыгов с набегами крымских татар. В 1724 г. на реке Пшад они разбили напавших на них татар, а их предводителя хана Девлет-Гирея взяли в плен.


Шапсуги сохранили свою свободу и политическую независимость как от Крымского ханства, так и от Османской империи (Турции). Покровительство, которое оказывали им султаны и ханы, они принимали в той степени, в какой считали это удобным для себя.
В первой половине XIX в. шапсуги проживали как на северных, так и на южных склонах Большого Кавказского хребта. На Черноморском побережье они занимали территорию от р. Пшад до р. Шахе. Это был так называемый Малый или Приморский Шапсуг. На юго-востоке их селения были смешаны с убыхскими (также коренные обитатели побережья). Весьма нечеткими были границы шапсугов с натухайцами.
В XIX в. (до 1864 г.) шапсуги были самой многочисленной группой адыгов (черкесов). По некоторым данным их число доходило до 400 тыс. человек Численность причерноморских шапсугов отдельно не фиксировалась. Однако имевшие место в конце XIX в. обследования территории их недавнего расселения показали, что Черноморское побережье в прошлом было густо заселено.
Шапсуги, а такие натухайцы и абадзехи, в отличие от остальных адыгских этнических групп, имели особое общественное управление, которое в литературных источниках прошлого получило название "демократического". Оно было установлено в результате антифеодальных крестьянских восстаний XVII-XVIII вв. Народное движение завершилось Бзиюкской битвой (Бзиюко-зао), которая произошла в 1796 г. в урочище реки Бзиюк, что несколько южнее современного Краснодара.

Следствием этих событий стало изгнание из края или вынужденный отъезд части шапсугских дворян и лишение властных прав и привилегий оставшихся. Важную роль в этих преобразованиях сыграли шапсугские "братства", которые были главной формой объединения крестьянских масс. Вплоть да конца русско-кавказской войны (1864 г.) управление шапсугским обществом осуществлялось выборными старейшинами (старшинами). Важнейшие вопросы обсуждались на народном собрании - Хасэ, решения которого имели силу закона. Источниками права являлись адат (обычаи) и шариат (нормы мусульманского права).
Во время русско-кавказской войны шапсуги были одними из самых упорных противников России. Они принимали активное участие (наряду с убыхами) в военных операциях по разгрому укреплений Черноморской береговой линии на протяжении всего периода ее существования и особенно во время всеобщего восстания на побережье в 1840-х гг., направленного на прорыв блокады и уничтожение русских гарнизонов.
Видную военную и политическую роль в 30-60-х годах XIX в. сыграли: Кизильбеч (Кизбич)Тугужоко Шеретлук, Сефер-бей Заноко, Мансур Хаудуко Шупако, Шамыз Керико Шупако, Керзек Шерухуко Тугуж, Хаджи Исмаил Дагумоко Берзек, Хаджи Керандук Берзек, Исмаил Баракай Дзепш и другие.

Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами. Различия в характере хозяйства, поселения и жилищ определялись географическими и природно-климатическими условиями.
У причерноморских шапсугов существовало два типа поселения: хабль - поселение близких родственников и куадж - соседско-территориальное многодворное поселение. Они имели свободную разбросанную планировку и тянулись вдоль рек на многие километры. Так, в долине реки Шахе находилось около семидесяти поселений шапсугов и их соседей убыхов.
В XVIII - первой половине XIX в. жилище шапсугов состояло из одной либо двух-трех комнат, имевших отдельный вход. Характерным было функциональное разделение дома на две половины. Мужская половина служила (в отсутствии отдельного строения) также гостевой комнатой (хачещ, кунацкая).
Причерноморским шапсугам издавна были известны основные системы земледелия - подсечная и чередование культур. Широко применялись удобрение, орошение и террасирование горных склонов. Горцы возделывали различные виды и сорта проса и кукурузы, пшеницу и ячмень, овес, лен и коноплю. Высокого уровня развития достигло садоводство. Шапсуги возделывали различные виды и сорта плодовых деревьев с применением обрезки и прививки. Большое место в хозяйственной жизни шапсугов занимало виноградарство и виноделие.
Одним из основных занятий было животноводство: разведение овец, кoз, крупного рогатого скота, лошадей, а также домашней птицы. В основе скотоводческого хозяйства лежала отгонная система. Среди домашних занятий традиционно значительное место занимало пчеловодство. Мед и воск издавна являлись предметами торговли.
Основу пищи шапсугов составляли хлебные злаки - просо, кукуруза и мясомолочные продукты. Значительное место в рационе питания занимали фрукты, орехи, мед.
Изобразительное искусство шапсугов носило прикладной характер. Оно включало в себя резьбу по дереву, камню и кости, шитье золотом, плетение тесьмы и шнура, тканье галунов, тиснение по коже, ювелирное дело.
В общественно-семейном быту шапсугов и сейчас соблюдаются многие традиционные нормы и правила поведения: семейно-родовая солидарность, уважение к гостю, старшим, к женщине, общинная взаимопомощь. Основной формой заключения брака в середине XIX в. было так называемое фиктивное похищение (умыкание). В начале XX в. преобладало умыкание с согласия девушки (увод). За девушку платили выкуп (уасэ), который шел на приданое и другие свадебные издержки; половина выкупа оставалась в семье мужа как собственность жены.
Свадебное пиршество носило ярко выраженный общественный характер, сопровождалось ритуальными обрядами, танцами, играми, скачками и джигитовкой.
В конце XVIII - первой половине XIX в. для религии шапсугов Причерноморья было характерно смешение так называемого язычества, христианства и ислама. К началу XIX в. от христианских верований сохранились лишь следы некоторых обрядов. Ислам, как в свое время и христианство, был воспринят шапсугами в большой степени формально. Активное распространение ислама (суннитского толка) пришлось на первую половину XIX в. завершающий период русско-кавказской войны. В этих условиях ему была предназначена роль символа, способного перед лицом опасности объединить народ; своеобразного идеологического знамени сопротивления.
Центральное место в религии шапсугов по-прежнему занимали дохристианские верования и обряды. Существовало почитание как родовых (фамильных), так и общеадыгских божеств и богов. Верховным богом адыгского пантеона был Тха, Тхашхо. Молебны сопровождались принесением даров богам в виде вина, хлеба, мяса жертвенных животных; совершались в священных рощах, лесах, под почитаемыми деревьями. Объектами поклонения являлись также отдельные могилы, дольмены, горы.
Национальным памятником устного народного творчества адыгов является героический эпос "Нартхэр" (Нарты). Он включает в себя песни, поэмы, легенды, сказания о богатырях-нартах. Традиция исполнения нартского эпоса сохранилась наиболее полно у шапсугов.
Русско-кавказская война прервала естественный ход развития адыгского общества и поставила народ на грань этнического существования. Она практически уничтожила складывавшуюся веками материальную и духовную культуру горцев. Адыгам и прежде всего черноморским шапсугам, в силу военно-стратегической и политической значимости их территории, была уготована участь изгнанников. На ультиматум царских властей выселиться на Кубанскую равнину под управление военной администрации или уходить в Турцию, большинство шапсугов предпочло покинуть Кавказ, причем отнюдь не по религиозным убеждениям. Не желавшие добровольно покидать родину подверглись насильственному вытеснению.
По данным Первой Всеобщей переписи Российской империи (1897 г.) в Черноморской губернии (Туапсинский, Новороссийский и Сочинский округа) проживали 1938 шапсугов.
В 1924 г., не желая предоставлять шапсугам провозглашенную ими автономию (с выходом к морю), областные власти инициировали создание Шапсугского административно-территориального района с подчинением Черноморскому окрисполкому с включением в него 10 аулов, выделенных из Туапсинского района. По сведениям на 1925 г. численность населения района составляла 3730 человек, из них шапсугов - 3366, русских - 364 чел. В дальнейшем территория Шапсугского района неоднократно расширялась за счет включения в его состав сельсоветов, населенных русскими и представителями других народов. Соответственно начался, процесс сокращения доли шапсугов в общем числе его жителей. Со временем его статус (национального) был реально утрачен – шапсуги стали национальным меньшинством.
В 1934 г. Шапсугскому району из Туапсинского был передан Лазаревский сельсовет и село Лазаревское, ставшее районным центром. В 1940 г. Шапсугский район как национальный фактически был ликвидирован: из него были исключены два сельских совета, населенные шапсугами (Куйбышевский и Псыбинский). В связи с указанными выше действиями уже в 1942 г. удельный вес шапсугов в населении района составлял 23%.
В 1943 г. бюро Шапсугского РК ВКП(б) двумя голосами против (шапсугов: заведующего земельным отделом райисполкома А.М. Хлечас и секретаря райкома комсомола М.П. Хушт) приняло постановление о переименовании Шапсугского района в Лазаревский. 24 чая 1945 г. был опубликован соответствующий Указ Президиума Верховного Совета РСФСР.
На съезде шапсугов Причерноморья (1990 г.) была принята Декларация о воссоздании Шапсугского национального района от поселка Головинка (Шахапэ) до поселка Новомихайловский, поддержанная в 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Однако реализована она не была.
С апреля 1989 г. существует национально-культурное общественное объединение причерноморских шапсугов - общество "Адыгэ Хасе", позже получившее название Хасэ (общественный парламент) шапсугского народа. Издается (с 1991 г.) газета "Шапсугия". В 1990 г. в поселке Лазаревское (Псышуапэ) был открыт этнографический музей - филиал музея истории города-курорта Сочи, экспозиция которого знакомит с историей и традиционной культурой шапсугов и переселенцев.

СТАТЬЯ "ШАПСУГИ" ИЗ КНИГИ "СОЧИНСКОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ". Автор Т. Половинкинаскачать dle 12.1
Вернуться назад