• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » Междоусобные войны в период Русско-Кавказской войны

    Междоусобные войны в период Русско-Кавказской войны

    Категория: Адыги.RU / История
    Царские военные власти на Кавказе использовали междоусобную борьбу между Сефер - беем и Магомед - Амином, которая ослабляла си¬лы горцев Черкесская аристократия боролась за то, чтобы восстановить свои утерянные привилегии, так как Магомед - Амин поддерживал тхво-хотлей. подвластных и рабов. Борьба между Магомед - Амином и Сефер -беем особенно усилилась в конце Крымской войны. Султанское прави¬тельство еще более усугубила это противостояние, передав мандаты на управление Черкесией одновременно и Магомед - Амину, и Сефер -бею.1'*
    «Поручая власть двум людям, столь различными по своим видам, Порта делала их антагонистами..
    ... Склонясь то в ту, то в другую стороны под давлением противопо¬ложных впечатлений и влияний, добрый Сефер походил на тех собак, которые, несмотря ни на что, следуют за людьми, не обращая внимания на удары, ими наносимые»."'
    Магомед - Амин же, как и Шамиль, пытался использовать Турцию и Англию только как союзников, отвергая полное подчинение Турции, и признавая власть султана только как духовного главы всех мусульман мира, но не политическую власть.
    «Мухамед-Эмин, по духу учения мюридизма, издавна проповедовал равенство всех мусульман, а Сефер - бей, происходящий от княжеской фамилии Заноко. подавал надежду князьям и дворянам, давно утратив¬шим свои права между закубанскими черкесами, на восстановление их прав. Как представители двух противоположных начал, они были по ес-тественному ходу вещей врагами»."8
    Не раз эта междоусобная борьба приводила к вооруженным столкно¬вениям приверженцев Магомед - Амина и Сефер - бея"9
    В конце 1856 года на совете старшин и предводителей черкесских племен было принято решение об отправке Магомед - Амина и Сефер -бея в Стамбул к турецкому султану для разрешения вопроса о главенстве одного из них. Как пишет Магомед-Амин в своей автобиографии, «оба мы приняли это решение и подтвердили свое условие клятвою, чтобы никому из нас не изменить ему. Время отправления было назначено судьями: я исполнил слово свое, как только настало это время, уехал в Константинополь, но Ссфер-паша не поехал и изменил своей клятве».120 Наиб вернулся с «авторитетом» на управление черкесами.
    В июне 1857 года' ' Магомед - Амин во главе абадзехской делегации едет в Стамбул. Там его. по требованию царского правительства, турец¬кие власти задерживают и «... через полтора месяца ... сослали в Си-
    122
    рию».
    В конце 1857 года Магомед-Амину удалось убежать с места ссылки и вернуться обратно в Адыгею.
    К тому времени выяснилось, что венгр, полковник Бандья, советник Сефер-бея был агентом царских властей. Обнаруживший этот факт Ла¬пинский (Теффик-бей) арестовывает его и высылает связанным в Стам¬бул. Теофил Лапинский порывает с Сефср-беем и сближается с Магомед-Амином.
    «Между наибом и князем Сефером была огромная разница. Значение наиба и его влияние на абадзехский народ было огромно»123, а Сефер -паша «склонился к миру с русскими. Это стало очевидным, когда Восто¬ке зять Сефер - паши, переселился со своей семьей, родственниками, последователями и дрлзьями на русскую сторону и обосновался в Суд-
    124
    жаке».
    Действительно, в конце 1857 года, т.е. к моменту возвращения Маго¬мед - Амина турки под давлением Англии и Франции покидают Запад¬ный Кавказ. Сефер - бей остается лицом к лицу с царскими войсками, и вскоре он предлагает генералу Филипсону создать натухайское княжест¬во под протекторатом России. Однако, русское командование, не отвечая на предложение Сефер - бея, оставило его в качестве своего «врага», хотя он не представлял никакой опасности им, но русским была на руку меж¬доусобная борьба между ним и Магомед - Амином, «который при мини¬муме благоприятных условий объединил и упорядочил внутренне Запад¬ную Адыгею. Сефер - бей был более выгоден для русского командования в роли разъединителя, чем в роли изменника, и поэтому оно предпочло оставить его в Западной Адыгее в качестве своего врага».125
    С уходом турецких войск Сефер - бей опять теряет свое влияние сре¬ди черкесов и, наоборот, усиливается влияние Магомед - Амина, и ему опять удается объединить адыгские племена и нанести несколько сокру-

    шительных ударов по противнику Желая использовать свои военные успехи, он еще раз обращается к английскому послу в Стамбуле с прось¬бой признать независимость Адыгеи, подчеркнув, «что его слова являют¬ся желанием и словами Имама Шамиля».1'6 Однако, Англия и другие страны, связанные Парижским трактатом, не могли открыто предприни¬мать какие - либо шаги по отношению к Черкесии. Потеряв надежду на получение помощи от иностранных держав, Магомед - Амин усиливает сотрудничество с представителями польской эмифации в Стамбуле, ре¬зультатом которого и было прибытие в 1857 году в Западную Адыгею польского легиона во главе полковником с Теофилом Лапинским (Теф-фик - бей), написавшим впоследсi вии книгу на немецком языке о своем пребывании в Черкесии. Книга Лапинского была издана в Гамбурге в 1863 году.127
    В конце 1857 года, распространив свое влияние и на бжедутов, Ма¬гомет-Амин собрал большой отряд близ Майкопского укрепления. Про¬тив Магомет-Амина были направлены русские войска с трех сторон в составе нескольких батальонов с 12 орудиями, которые производили раз¬рушения аулов, рубили просеки и сжигали сено. Русских» командованием была поставлена задача «окружить военные скопища Мухаммед-Эмина».'28
    Магомет-Амин вынужден был перенести свою резиденцию на реку Пшишь. Отсюда он руководил борьбой горцев и управлял своей государ¬ственной системой, которая постепенно, шаг за шагом сжималась коль¬цом русских войск. Однако Магомет-Амин продолжал оказывать сильное сопротивление. Царское военное командование на Кавказе было обеспо-коено нападениями Магомет-Амина на военные гарнизоны.
    Российский посол в Констанинополе сделал официальное представ¬ление по поводу того, что Магомет-Амин снова вернулся в Черкесию В этой связи турецкое правительство дало официальные разъяснения: «Наиб Эмин - бей, называющий себя вождем черкесов, несколько време¬ни тому назад прибывший в Констанинополь, был отослан в Дамаск, где по распоряжению Его Величества Султана, приняты были все меры к его успокоению Оттоманское правительство узнало, к большому сожале¬нию, что этот человек, несмотря на оказанные ему милости, бежал обрат¬но к черкесам ... оттоманское правительство считает официально объя„1.ггь ппя всеобщего сведения, что оно не имеет и не может иметь с ним никаких отношении».скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.