• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » Магомед-Амин объединил черкесские племена

    Магомед-Амин объединил черкесские племена

    Категория: Адыги.RU / История
    «Обладая суровым характером, замечательной энергией, VMO.NI и ор¬ганизаторским характером, он медленными, но твердыми шагами шел к намеченной цели - создать религиозно-политическое государство и са¬мому стать во главе его подобно Шамилю».4
    Магомед-Амин был первый деятель в Закубанском крас, котором} удалось соединить в одно целое многочисленные племена от Лабы до Бзыби.
    Это удалось осуществить Магомед-Амину потом}, что царизм эко¬номически разорял, и политически унижал многочисленное свободолю¬бивое горское население Северо-Западного Кавказа
    Черкесы ненавидели царизм за то. что они были оттеснены им с при¬вольных земель и пастбищ, за то, что их аулы были сожжены, разорены.
    Магомед-Амин, как политик, оценил это положение, как благоприят¬ствующее для объединения горцев Северо-Западного Кавказа в борьбе против царизма.
    «Таинствснносгь. которою окружил себя Магомед-Амин, увлека¬тельная речь, гордый и повелительный тон с окружающими его старши¬нами, муллами и эфендиями. приветливое и ласковое обращение с наро¬дом, обещания лучшей будущности - все это произвело на абадзехов впе¬чатление обаятельное»."1
    Реформированный мюридизм Шамиля в искусных проповедях орато¬ра Магомед-Амина («Златоуста») делал свое дело.
    «От слияния религии с политикой произошло то. что имя мусульма¬нина стало уже решительным выражением политического образа мыслей и независимости горцев от русского правительства..»..
    Простой народ - «тхвохотли» - был основной социальной и полити¬ческой силой, на которой была основана государственная система Маго¬мед-Амина.
    В состав «религиозно-политического государства Мухаммед-Эмина входило пространство, ограниченное течением реки Лабы от ее верховьев до впадения се в Кубань, низовьев Кубани и Черноморской прибрежной полосы вплоть до самой Абхазии и Сванстии. В 1852 году агенты Му¬хаммед-Эмина побуждали даже к восстанию жителей высокогорной страны Сванстии».'"'
    Магомед-Амин, опираясь на простой народ (тхво.хотлей). духовенст¬во. - провел в подвластной ему территории Северо-Западного Кавказа военно-гражданские преобразования. Его рассматривали, как «единственного человека, который мог бы сделать что-нибудь для своего наро¬да».47
    Все подвластное ему население он разделил на участки по 100 дворов в каждом. В свою очередь, каждый участок подразделялся на 5 отделе¬ний. Низшей ячейкой по-прежнему оставалась аульская сходка. Община пользовалась правом избирать старшин.
    Во главе отдельных участков стояли начальники - старшины (или наибы), которые назначались Магомед-Амином.
    Во главе отделений стояли также назначенные Магомед-Амином «муртазеки» - воины, последователи мюридизма:
    «Мухаммед-Эмин, утвердясь окончательно между абадзехами, и вы¬строив почти на всех значительных речках «мягкемс»... безусловно, вла¬ствует над народонаселением, которое, ценя выгоды, приобретенные с введением нового порядка вещей, совершенно покорилось его властн...».4*
    Действительно, Магомед-Амин стремился устроить при каждом уча¬стке ««мягкеме»» («махкама» - судебное управление), состоявшее из пя¬ти выборных от общества старшин под председательством эфендия, на¬значаемого лично Магомед-Амином.
    Как правило, главой ««мягкеме»» назначатся муфтий, он же являлся начальником округа, и при нем состоял совет из трех кадиев.
    При каждом ««мягкеме»» была мечеть, мусульманское духовное училище (медресе), тюрьма, помещение для судей, муфтия, конной стра¬жи, конюшни, провиантского магазина.
    В ««мягкеме»» также собирались м>'ртазеки, происходили народные собрания.
    На содержание муртазеков жители окрестных аулов приносили в ««мягкеме»» по 15 фунтов пшена и по два круга сыра.4
    Количество ««.мягкеме»» изменялось в зависимости от успехов Ма¬гомед-Амина в борьбе с царизмом.
    В ««мягкеме»» суд совершался по нормам шариата: «лазутчиков ли¬шали жизни, ворам отсекали руки, ослушников воли наиба, противников мюридизма и наших приверженцев сажали в ямы...».50
    Магомед-Амин «с удивительной легкостью» своим судом по шариату примирял отдельные племена, которые находились в состоянии враж¬ды51
    Общее, единое руководство всеми этими «мягкеме» осуществлялось лично Магомед-Амином.52
    Для упрочения своей централизованной власти Магомед-Амин соз¬дал собственную резиденцию на реке Белой, ниже так называемого Ка¬менного моста, считавшегося у горцев какой-то недоступной твердыней, и расположенного у самого схода в отвесное скалистое ущелье, по кото¬рому была пробита тропа в Даховское общество.5'
    Численность постоянного войска Магомед-Амина достигла несколь¬ких тысяч человек. По исчислениям русских офицеров возможный воен¬ный потенциал армии Магомед-Амина составлял SO (ЮО человек.54
    Обеспечением войск Магомед-Амина занимался Барасбий, назначен¬ный наибом в «мягкеме» на реке Псекупсе.
    В своем распоряжении Магомед-Амин имел, помимо личной охраны, в одной Абадзехии 252 духовных лица и 3 тысячи отборных джигитов. Это позволяло ему с изумительной быстротой переноситься с одного места на другое и личным присутствием возбуждать в горцах небывалое единодушие в войсках - энтузиазм к газавату.
    Магомед-Амин ввел у себя артиллерию и «торжественно возил за со¬бой орудие в тех случаях, когда возбуждал какое-то племя на соединение с собою».
    Порох, ружья, свинец ему доставлялись контрабандным путем,57 а продовольствием, на случай военных действий, он обеспечил свою ар-
    58
    мию.
    «С дезертирами русскими шейх обращался очень ласково и хорошо содержал их, чтобы тем увеличить число побегов русских солдат».59
    Магомед-Амин также определил «меру постоянных податей среди подвластных ему племен»,60 но состоятельные тохи Шапсутии и земли натухайцев не вносили налогов со своих доходов.
    Более того, они не признавали власти Магомед-Амина и вели против него борьбу.
    Для лучшего сообщения с Черноморским побережьем Магомед-Амин предпринял ряд мер по прокладке дорог, мобилизовав для работ местное горское население.61
    Наиб Шамиля ввел сильные ограничения в торговле с русскими. Не¬довольные этими ограничениями говорили, что у них от бессолья бороды сыплются.6"
    Внутреннюю политику Магомед-Амин осуществлял при помощи Со¬вета старшин и муфтиев. Власть Магомед-Амина была ограничена этим Советом.63
    Близкие сподвижники и соратники Магомед-Амина пользовались уважением среди своих племен.
    Для решения важнейших вопросов Магомед-Амин собирал «Великий Совет», как правило, вызывал от каждого племени знатных и мудрых старейшин - по 2 старейшины и 1 мулле с каждой сотни дворов. '5
    Помимо самого Магомед-Амина, в состав «Великого Совета» входи¬ли 40 человек.66
    На этих совещаниях вырабатывачись и обсуждались вопросы внут¬ренней и внешней политики, гражданские, военные и социально-экономические преобразования, тактика ведения военных действий с русскими войсками.
    На этих же совещаниях обсуждался вопрос о строгом проведении шариата и об отношении к различным сословиям отдельных черкесских племен - князьям, дворянам, тхвохотлям и рабам.
    Отношение Магомед-Амина к князьям и дворянам было недруже¬любное. Более того - ок против них вел борьбу, а представители сильных аристократических партий открыли кампанию против власти «безродно¬го пришельца», «дагестанского пастуха», который посягал на их права и привилегии.
    Однако известно, что Магомед-Амин являлся потомком казикумух-ских шамхатов, которые вынуждены были бежать в 1681 голу к аварцам, в результате смуты, происшедшей с двоюродным братом - Сурхаем, за право унаследования ханского титула умершего Казикумухского хана Магомедхана6'
    Один из сыновей Магомед-Хана - Гунашхаи, ранив Сурхай- хана, прибыл в селение Гонода, прожил там 16 лет, умер и похоронен там же. Магомед-Амин является потомком Гунашхана.
    Магомед-Амин, хотя сам тоже являлся потомком Казикумухеких ха¬нов, в первые же годы своего появления в Черкессии, по отношению к черкесским князьям и дворянам проводил политику своего Имама, кото¬рый был беспощаден к изменникам - бекам и ханам.
    Освобождая рабов, уничтожая наследственную власть, уравнивая все сословия. Магомед-Амин унижал значение черкесских князей и дворян, что привлекало к нему массы простого народа.69
    Князья и дворяне плели против Магомед-Амина заговоры, поджигали ««мягкеме»».70
    Магомед-Амин иногда заигрывал с аристократией: руководствуясь политическим расчетом, он для привлечения на свою сторону дворян, поднятия собственного престижа среди адыгов, и получения средств для раздачи низшим классам, женился на сестре темиргоевского князя Бола-токова.71
    Среднее сословие - твохотли и простой класс были полностью преда¬ны Магомед-Амину. Будберг писал кн. Воронцову, что «Мухаммед-Эмин находит сочувствие в народе».'2
    «Мюридизм, проповедующий равенство, особенно расположил я пользу Мухаммед-Эмина довольно многочисленный ктасс подвластных и рабов, видевших в нем провозвестника своего скорого освобождения». 3
    Николай Карлгоф также указывал, что «более же всех сословий пока¬зывало к нему сочувствие подвластные и рабы, которые не без основания ожидали от него своего освобождения».7"скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.