• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    «КОНФЛИКТНЫЕ ПАМЯТНИКИ»

    Категория: Новости / Общество
    Укрепление мира, единства и межнационального согласия, а также воспитание подрастающих поколений в духе толерантности - уважения к истории и культуре других этносов - процесс многоплановый. Одними концертами и фольклорными фестивалями тут никак не обойтись. Необходимы комплексные меры, а главное - реальные шаги государства в реализации мудрой национальной политики. А пока помимо громких лозунгов и отдельных общественно-культурных акций, направленных на духовное сближение людей разных народов, мы имеем другие примеры перед глазами - многочисленные факты откровенной фальсификации отечественной истории, в частности, периода Кавказской войны XIX века и целую когорту памятников, в которых увековечены деяния самых одиозных личностей прошлого. Только за минувшие десять лет на Кавказе - в Адыгее, Краснодарском и Ставропольском краях появились, как минимум, четыре монумента, вызвавшие широкий общественный резонанс и возмущение адыгского населения. Об этом в интернет-блоге «Кавказ сквозь столетия» размышляет старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, эксперт рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Наима Нефляшева.

    Есть категория памятников, которую профессиональные исследователи вопроса называют "конфликтные памятники". Это такие монументы, которые не служат консолидации и объединению жителей города или целого региона, ради чего собственно, кроме эстетических функций, памятники и возводятся, а, напротив, порождают споры, полярные мнения и даже раздражение части горожан. А ведь памятник не должен быть источником конфликта, за исключением, пожалуй, если его художественные достоинства невысоки.
    Не без оснований самым "конфликтным памятником" в новейшей истории Северного Кавказа можно назвать памятник Ермолову, открытый не так давно в Пятигорске. Негативный образ могущественного проконсула Кавказа навсегда остался в исторической памяти народов Кавказа, особенно чеченцев и дагестанцев. Не так давно, в 2009 году, в Санкт-Петербурге вышла книга о генерале Ермолове, в которой авторы пишут о его эпохе на Кавказе как о периоде "воинственного реформаторства". Не поленюсь и процитирую: "Такие политики, как Ермолов, в ходе присоединения Кавказа к России не представляли себе иного инструментария, кроме насилия, - отсюда такая жесткая риторика и практика по отношению к кавказским горцам. Ермолов не смог подняться до понимания того, что его политика имеет обратный мобилизующий эффект для горцев". "Смирись Кавказ, идет Ермолов!" - даже Пушкин, благоволивший "проконсулу Кавказа", создает образ жестокого и беспощадного "солдата империи".
    "Так ли нужен сейчас памятник Ермолову?" - говорили на круглом столе "Кавказ. Проблемы понимания истории" в Общественной палате РФ в феврале 2011 года, и с этим риторическим вопросом трудно не согласиться. Почему у нас не ставятся памятники Николаю Раевскому или Бестужеву-Марлинскому, писавшим о Кавказской войне, как о трагедии горцев? Почему бы не увековечить знаменитую фразу Бестужева-Марлин-ского "Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на
    Евфрате! Он здесь! Он здесь!". Кажется, в 2000-е их память никто не увековечивал. Правда, один памятник Бестужеву-Марлинскому я все же нашла - он открыт в Сочи чуть ли не 50 лет назад, в 1957 году.
    Так ли нужен сегодня памятник генералу Зассу, возведенный еще в 1950-е годы, - памятник Зассу, основателю Армавира, в этом самом городе, где проживает немалое число адыгов? Генерал Засс был известен тем, что коллекционировал и выставлял на обозрение черепа убитых черкесов.
    Так ли нужен в Сочи на вокзале поселка Лазаревское памятник адмиралу Лазареву, инициатору четырех военных десантов, в результате которых погибла большая часть адыгов, населявших Черноморское побережье в 19 веке? Вследствие этого из самого многочисленного (есть указания в источниках, что шапсугов было порядка 300 тысяч) черкесского субэтноса шапсуги превратились в народ, исчисляемый сегодня всего несколькими тысячами человек. Почему бы не перенести этот памятник на родину прославленного адмирала, как уже несколько раз предлагалось адыгскими общественными организациями?
    И, наконец, так ли нужен памятник-бюст Кавказскому наместнику Михаилу Николаевичу Романову, установленный в прошлом году не где-нибудь, а в Майкопе?! Михаил Николаевич, как известно, принимал торжественный парад царских войск на Красной Поляне в 1864 году, символически поставивший точку в страшной трагедии, называемой "Кавказская война"...скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.