• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Зерновые культуры

    Категория: Адыги.RU / История
    В результате многовековой практики земледелия Кавказ дал, как отмечает Н. И. Вавилов, лучшие сорта важнейших культурных растений - пшеницы, ячменя, ржи, а также целый ряд высококачественных плодовых и овощных культур: горох, кавказскую яблоню, грушу, домашнюю сливу, кизил, кавказскую хурму, виноград, черешню, гранат.

    Как полагают археологи, население Северного Кавказа было хорошо знакомо с важнейшими злаками - пшеницей, ячменем и просом, широко возделывавшимися в этом регионе.

    По мнению Н. И. Вавилова, родиной ячменя, пшеницы, а также ржи, других хлебных злаков была горная зона, где земледелие вплоть до второй половины XIX в. стояло на более высоком уровне, чем на плодородной равнине. Горцы прекрасно умели возделывать зерновые растения, всякого рода орехи, хурму, яблоки, инжир, что подтверждается свидетельствами прошлого. Особенно многочисленны и полны они для первой половины — середины XIX в. и принадлежат авторам, в разные годы посещавшим Причерноморскую Черкесию и некоторое время жившим среди шапсугов и убыхов.

    По словам одного из них, проследовавшего по побережью от Адлера до Анапы в 1836 г., «в долинах каждый клочок земли обработан и засеян просом и пр.». Это сообщение дополняет Дж. Белл, согласно которому горцы возделывали «ячмень, овес, рожь, кукурузу, просо, немного пшеницы».

    Спустя двадцать лет, в конце 50-х гг. XIX в., поляк Т. Лапинский пишет, что «как равнина, так и горы производят все виды хлебных злаков. Возделываются пшеница, кукуруза, ячмень и овес; кроме того, собирают еще очень много проса, особенно в горах». Согласно А. В. Верещагину, посетившему в 1873 г. небольшое селение на реке Кудепсте, его жители (пленные и добровольно покинувшие горные укрытия шапсуги и хакучи) сеяли просо, кукурузу и немного пшеницы, обеспечивая себя зерновым хлебом.

    Данные современников и очевидцев подтверждаются исследователями горской агрокультуры конца XIX - начала XX в., несмотря на то, что к указанному времени сохранились лишь ее следы. Но эти следы были так очевидны, многочисленны и разнообразны, что культура, памятниками которой они являлись, удивляла и восхищала всех, кто ее изучал.

    В соответствии с местными почвенными и климатическими условиями у горных адыгов имелись свои районированные сорта всех основных полеводческих культур. Адыгские селекционеры сумели вывести такие сорта проса, пшеницы, ячменя и кукурузы, которые давали высокие и надежные урожаи.

    Агроном Клинген высоко отзывался о достижениях адыгов в этой области. Он пишет, что «семена горцев отличались от семян низменных и степных равнин России необыкновенною мелкостью и скороспелостью; они были очень выносливы, быстро подрастали, успешно боролись с местными невзгодами, а скороспелость их обеспечивала косвенно надежный урожай, потому что ко времени засух, начинающихся обыкновенно со второй половины июня, самый критический момент роста хлебных злаков уже проходил... О породе этих хлебов ничего не известно, потому что русские поселенцы, находившие иногда на корню хлеб по уходе черкесов, не сразу оценили необходимость иметь местные семена». По мнению авторов ряда специальных работ, самым древним культурным растением на Кавказе является ячмень. В прошлом он был одним из наиболее распространенных злаков, имевшим несколько разновидностей и множество сортов как яровых, так и озимых. По зимостойкости озимые ячмени у Северного Кавказа, согласно Н. И. Вавилову, «не имели конкурентов в мировом ассортименте». У причерноморских адыгов ячмень к началу XIX в. практически был вытеснен кукурузой.

    Вторым по древности после ячменя хлебным злаком в горах Северного Кавказа была пшеница. Адыги разводили несколько местных сортов этой культуры. К сожалению, почти все они бесследно исчезли. Одно из ранних письменных свидетельств о том, что на побережье сеяли пшеницу, принадлежит турецкому путешественнику Эвлии Челеби (1641).

    По сообщению С. Броневского (1810), в его время пшеница у всех адыгов занимала третье место после проса и кукурузы.

    О возделывании в прошлом причерноморскими адыгами пшеницы пишет и И. Н. Клинген: «Пшеница и прочие хлеба возделывались на склонах, иногда очень высоких, и к началу июля уже убирались». Еще во второй половине XIX в. они сеяли и яровую, и озимую пшеницу, имея свои сорта этой культуры.

    По всему Северному Кавказу, в том числе и в Черкесии, возделывался овес. Как и ячмень, он служил, в основном, кормом для лошадей. Количество посевов этой культуры у шапсугов установить невозможно, но урожай она давала высокий: «Овес удается прекрасно, если его сеять не весной, а осенью, с начала октября до января; убирается овес с половины июня одновременно с озимым ячменем»,- отмечает знаток горского земледелия И. Н. Клинген. К числу наименее распространенных у горцев зерновых культур относилась рожь.

    Возделывалась адыгами и полба (вид пшеницы). О наличии у них с давних пор этой культуры можно судить и по данным С. Броневского, согласно которым полба занимала по значимости четвертое место среди хлебов, оставаясь достаточно редким злаком.

    Одним из основных традиционных растений являлось просо. Оно сыграло большую роль в формировании национальной пищи и напитков.

    Наиболее раннее упоминание о распространении этой культуры у населения Северо-Западного Кавказа принадлежит, видимо, римскому ученому первой половины I в. н. э. Гаю Плинию Секунду. В своей «Естественной истории» он отмечает, что его жители «просо любят... и приготовляют из него белую кашу; делается также из него очень вкусный хлеб». Другой римлянин, Клавдий Элиан (конец II - начало III в. н. э.), сообщает, что меоты (предки адыгов) употребляли в пищу просо.

    О широком распространении этой культуры у адыгов XV в. пишет итальянский путешественник Дж. Интериано: у них «много проса и других зерновых продуктов, из которых делают хлеб и различные кушанья, а также напиток, называемый буза». Согласно Эвлии Челеби, на побережье просо сеяли «повсюду». «Одно киле проса дает урожай в сто киле»,- отмечает он.
    Русский исследователь Кавказа С. М. Бронев-ский (1810) указывает, что у адыгов из хлебных растений больше всего сеяли проса. Объяснялось это, по-видимому, давней традицией и тем, что посевы проса требовали гораздо меньше ухода, чем например, посевы пшеницы или кукурузы. Просо давало, по сравнению с другими хлебными злаками, наибольший урожай, являлось главным хлебным продуктом для человека, служило кормом для скота и птицы (зерно и солома).

    Адыги разводили до 15 сортов проса. В конце XIX - начале XX в., к примеру, самым распространенным в Шапсугии был сорт фыгъо (фычъо), выращивали просо ашэфы (ачэфы), отличавшееся хорошими вкусовыми качествами, фэфыжь - крупное белое просо, гъыщ (гъыч) - черное, хуплъыжь (красное).

    По мнению исследователя 3. И. Керашевой, каждый из сортов проса характеризовался определенными качествами: одни из них не боялись птиц, другие выдерживали засуху и т. д.

    Наиболее древним и самым распространенным сортом проса у шапсугов в прошлом считается гыщ. Его семена обладали высокими вкусовыми качествами, способствовали восстановлению структуры почвы, уничтожению сорняков и тем самым увеличению урожая. По сведениям информаторов, гыщ сеяли один раз в четыре года.

    Согласно полевым исследованиям ученых-этнографов, уже к концу XIX в. у причерноморских шапсугов преобладающей культурой стала кукуруза. Они отводили под нее лучшие пахотные земли. Просо же заняло второе по значимости место и худшие участки Возделывание кукурузы на Западном Кавказе началось еще в XVI-XVII вв. По-видимому, эта культура пришла к адыгам от грузин, у которых она впервые отмечена в XVI в., или турок («турецкая пшеница»), с которыми они вели широкий торговый обмен. Адыгское название кукурузы - натрыф или натыф («нартское, богатырское, просо»).

    Несмотря на то, что кукуруза для Западного Кавказа - культура значительно более поздняя, чем просо, она уже давно стала традиционной. В начале XIX в. кукуруза занимала на посевных площадях у адыгов второе место после проса.

    Большое распространение она получила, по мнению Т. Лапинского, «отчасти по причине большого плодородия этого вида хлебного злака, урожай которого здесь очень высокий, отчасти же потому, что турецкие хлеботорговцы охотнее всего покупают кукурузу и лучше всего за нее платят».

    Комиссия 1866 г., изучавшая Черноморский округ на предмет его заселения новыми жителями, нашла здесь множество кукурузных и просяных полей.

    Из местных сортов кукурузы широкое распространение имела красная и желтая кукуруза, отличавшаяся мелким зерном и хорошими вкусовыми качествами. Белая кукуруза появилась позже, проникнув из других регионов и стран. Она, в отличие от прочих сортов, имела крупные зерна, оттого называлась, «конскими зубами» или «зубовидной».

    Хлебные злаки приносили очень высокие урожаи. По данным подполковника корпуса лесничих графа А. Варгас де Бедемара, осматривавшего побережье летом 1865 г., «кукуруза давала от сам-40 до сам-80 с 1-й десятины (1,09 га), просо - 80-120, пшеница - 18-30, а иногда и сам-35. При переводе в пуды (расчет агронома Клингена) получим, что кукуруза давала в среднем более 150 пудов (почти 2,5 т) с 1-й десятины, просо - 150 пудов, а пшеница - 175. Высокие урожаи давали возможность горцам иметь большой запас хлеба. Есть немало фактов, говорящих о том, что в урожайные годы они не только обеспечивали хлебом себя, но и выменивали его в большом количестве русским за Кубань, продавали туркам. Бывали случаи, когда русские приобретали у адыгов и семена.скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.