• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Животноводство

    Категория: Адыги.RU / Культура
    Исторические известия о хозяйственных занятиях древних адыгских племен фрагментарны, но тем не менее, благодаря, в том числе археологическим исследованиям, мы знаем, что меоты, синды, керкеты, зихи занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота и лошадей, а также свиней.

    Животноводство было вторым после земледелия основным занятием адыгов. Домашний скот поставлял людям съестные продукты (молоко, сыр, масло, мясо и пр.), материал для одежды и обуви (шерсть, овчина, кожи и пр.), рабочую силу для обработки полей и перевозки тяжестей. Животные давали также удобрение для полей. Наконец, скот являлся мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, уплате выкупа за невесту, штрафа за кровь, увечье, бесчестье и т. д.

    Зарождение скотоводства на Северном Кавказе археологи относят к периоду неолита, так как именно этим временем датируются кости домашних и диких животных, найденные на поселениях первобытного человека.

    Установлено, что видовой состав домашних животных, как и растений, определялся естественно-географическими условиями и вертикальной зональностью. В далеком прошлом на Северном Кавказе в стаде преобладали крупный рогатый скот (быки, коровы) и свиньи, содержались также козы и овцы.

    Появление коневодства исследователи связывают со скифами и сарматами - ираноязычными степными кочевниками (не ранее VII в. до н. э. - Т. П.).
    О производстве и переработке продуктов животноводства древними кавказцами известно немного, но можно смело сказать, что, к примеру, традиция сыроварения у горцев относится к глубокой древности. Именно этим объясняется высокая культура приготовления сыра, который делали как из коровьего, так и из овечьего молока. Для того, чтобы сыр дольше сохранялся, его коптили до твердости. Полученный сыр не терял своих качеств в течение нескольких-лет.

    Из молока делали масло, кислое молоко, др. Хранили обычно в деревянной и керамической посуде, использовали и кожаную.

    С развитием овцеводства и увеличением поголовья овец появился целый ряд таких домашних промыслов, как изготовление сукон, войлоков и кожаных изделий.

    Источники XVIII-XIX вв. являются наиболее многочисленными, содержательными и полными. Они говорят о том, что горные адыги держали большие стада крупного и мелкого рогатого скота, овец, а также лошадей.

    Один из европейских авторов (1836) с изумлением и восхищением наблюдал «огромность стад баранов, коз, коров и лошадей, пасущихся по всем направлениям» на склонах береговых невысоких гор, где «травы чрезвычайно густы и часто одной вышины с пасущимся скотом».

    И все же, в связи с ограниченностью удобных для выпаса земель, скотоводство у горных адыгов не приобрело столь значительного размера, как у равнинных.

    Горцы имели свои породы домашних животных, хорошо приспособленные к условиям края. Очевидцы и исследователи отмечают малорослость местных пород скота, его выносливость и продуктивность. Так, известный французский ученый и путешественник Дюбуа де Монперэ (1833) пишет, что «у черкесов много скота: лошадей, быков, коров, баранов и, в особенности коз», а «некоторые имеют более тысячи баранов и пятисот коз». Одновременно он отмечает, что весь этот скот «мелкой породы».

    На то же указывают и другие авторы, в том числе агроном И. JI. Серебряков: «Горский рогатый скот и лошади,- пишет он,- отличались малым ростом, выносливостью». В своем отчете автор подчеркивает также, что причерноморские адыги «содержали громадное количество скота», однако «пастбищ и лугов чрезвычайно мало... Земли шапсугов и натухайцев не были способны к большому развитию скотоводства».

    Горцы занимались исключительно экстенсивным скотоводством. На летний период (май-сентябрь) лошадей, овец, коз отгоняли на высокогорные альпийские пастбища.

    Скот и лошадей (кроме верховых) практически круглый год содержали под открытым небом и на подножном корму, но, по словам Клингена, «на январь и февраль, особенно на случай суровых зим ... у горцев заготовлялись еще летом воздушные силосы из молодых ветвей и листьев древесных пород». Он уверяет, что листья сохранялись зелеными до следующего года. Первое сообщение о таких «силосах», уложенных «в коническую кучу, обрубленными концами наружу», принадлежит, по-видимому, JI. И. Серебрякову. Заготовка корма для скота подобным способом производилась в сухую погоду, после исчезновения росы.
    Хотя природные условия позволяли значительную часть года (9-10 месяцев) держать скот на подножном корму, адыги вели в широких масштабах заготовку сена. Таким образом, сенокошение у них служило необходимым дополнением отгонной системы. Без этого условия скотоводство в Черкесии не достигло бы того относительно высокого уровня, на котором оно находилось в рассматриваемое время.

    Шапсуги продолжали заниматься животноводством и во второй половине XIX в., но уже домашним. По сведениям А. В. Верещагина (1873), жители селения Лесного (Псахо) держали лошадей, рогатый скот, овец, коз, последних - более всего. Автор конца XIX в. сообщает, что адыги Сочинского округа «ведут обширное (по его представлению.- Т. П.) скотоводство», разводя, опять же, преимущественно овец и коз.

    У адыгов, как и других народов Северного Кавказа, существовала определенная система выращивания и воспитания скота, прекрасно приспособленная к местным условиям и требовавшая вместе с тем немалых трудов и забот.

    Каждый вид скота пользовался особым уходом. Крупный рогатый скот, овцы и лошади содержались отдельно, кормились и выращивались по определенным, выработанным вековым опытом правилам.

    По словам Хан-Гирея, в Черкесии «о воспитании рогатого скота прилагают довольно попечений; содержат в зимнее время в теплых хлевах и тогда кормят трижды в день сеном, а именно: на утро, в полдень и на ночь; также и поят в сутки по два, а иногда и по три раза. Само собою разумеется, что больных и слабых держат в особенных хлевах, летом же на ночь загоняют скотину в летние хлевы».

    Таким образом, адыги проявляли немало умения и забот, чтобы поставить скотоводческое хозяйство на высокую ступень развития. Для этого требовался, без сомнения, упорный труд многих поколений.скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.