• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Овцеводство

    Категория: Адыги.RU / Культура
    Первые сведения о разведении западными адыгами овец находим у итальянского автора Дж. Интериано (конец XV в.), отмечавшего, что они изготавливали из овечьей шерсти войлок и войлочные шляпы. Ж. Б. Тавернье (XVII в.) считает, что овцы были главным богатством адыгов (черкесов), разводивших, по его словам, «большое количество коз и овец, шерсть которых... хороша».

    Наиболее полное представление о масштабах овцеводства у адыгов в XVIII в. дает К. Пейсо-нель, по данным которого из Черкесии через Тамань ежегодно вывозили в Крым, Турцию, страны Западной Европы 500 тыс. бараньих шкур, 200 тыс. бурок, 100 тыс. кусков домашнего сукна, другие продукты овцеводства. По данным О. В. Маргграфа и по расчетам В. К. Гарданова, только для обеспечения учтенного Пейсонелем экспорта адыги должны были содержать ежегодно более 6 млн овец. При этом следует помнить, что основная часть продуктов овцеводческого хозяйства шла на удовлетворение их собственных потребностей. Все это показывает, что содержание овец занимало исключительно важное место в хозяйстве адыгов.

    В результате многовекового опыта адыги создали свою породу овец. Она была хорошо приспособлена к местным условиям. Автор XVIII в. П. С. Паллас пишет, что овцы адыгов «длиннохвостые, тонкорунные», из их шерсти изготавливали «превосходные сукна, поставляя их на рынок».

    Более подробно об адыгской овце сообщает Г. Ю. Клапрот. Согласно указанию ученого, она отличалась от калмыцкой породы овец меньшим ростом и небольшим курдюком. Из его же рассказа мы узнаем, что адыги разводили и калмыцкую породу овец. Принимались меры по улучшению продуктивности овец путем скрещивания местных пород с другими, например, с той же калмыцкой. Сказанное Клапротом подтверждают другие авторы первой половины XIX в.

    По словам С. М. Броневского, «овцы черкесские, между коими также калмыцкой породы с длинным хвостом, имеют шерсть лучшей доброты против степных овец». Хан-Гирей (1830) считает адыгскую овцу разновидностью калмыцкой. «Отличие,- пишет он,- состояло в том, что курдюк адыгской овцы не имел раздвоения на конце, как у калмыцкой. Ее шерсть была черного, белого или серого цвета».

    В целом калмыцкая овца являлась мясной породой, в отличие от других овец, разводившихся адыгами, имела более грубую и негустую шерсть. Она разводилась, в основном, жителями степных и предгорных районов.

    Агроном И. Н. Клинген, говоря о западных" адыгах, прежде всего о причерноморских, пишет, что к ним «пришла от соседних горцев помесь нескольких пород овец». По его исследованиям, адыгские овцы «принадлежали, главным образом, к мясной породе: они давали превосходное мясо и грубую, малоуравненную (разного качества.- Т. П.) шерсть, годную, однако, для бурок, сукон, чулок, папах и прочих принадлежностей черкесского обихода». К сожалению, подробного описания горной адыгской овцы не существует. Как особая порода она давно и безвозвратно исчезла. К сказанному можно добавить, что разводимая в прошлом абазинами адыгская порода овец была известна у них под тем же названием, что у адыгов: «адыга уаса» (букв, «адыгская цена» - название, говорящее об использовании овец в качестве мерила ценностей).

    В конце XIX - начале XX в. у части адыгов, в основном, восточных, нашла значительное распространение овца карачаевской породы, которая славилась высокими вкусовыми качествами и добротной шерстью. По словам А. Н. Дьячкова-Та-расова, «руно карачаевских овец» было «в почете у всех горцев».

    В описании быта адыгов всегда отмечалось, что мясо овцы было обычной пищей жителей, употреблявших его как в жареном, так и в вареном виде. Оно отличалось хорошим вкусом. Так, И. Ф. Бларамберг особо отмечает, что «у черкесских овец мясо более светлое и более вкусное, чем у наших. Частое употребление баранины в пищу не вызывает пресыщения».

    Из овечьего молока готовили сыр: «Овец доят и из их молока делают сыр. Молоко собирается в мешочки, которые коптят, благодаря чему сыр становится более плотным и компактным и лучше сохраняется»,- пишет один из путешественников.

    Бараньи и козьи рога шли на изготовление ручек ножей и кинжалов.
    В разведении овец у адыгов выработались свои традиции содержания и ухода за животными. Согласно полевым исследованиям М. А. Ме-ретукова (1962), в Причерноморской Шапсугии «в весенние месяцы овец пасли в лесу, а с июня их перегоняли на горные пастбища». «Чабаны имели там,- пишет он,- жилье для ночлега и небольшое хозяйственное строение для хранений необходимых предметов. Старшим чабаном был старший по возрасту, руководивший работой пока стада находились на горных пастбищах. Самый младший занимался приготовлением пищи».

    Характерной чертой овцеводства являлось содержание овец отарами, в каждой из которых насчитывалось несколько сот голов. Каждая отара имела козла-вожака, шедшего впереди стада. Эта традиция уходит корнями в глубь веков. Численность козлов в стаде была весьма ограничена. Во многих случаях в нем держали не более 2-3 козлов-вожаков.

    Сообщения о содержании овец у адыгов находим у многих авторов прошлого. Вот что пишет, к примеру, И. Ф. Бларамберг: «Летом овец выгоняют на пастбища в горы; в январе и феврале их содержат в загонах, где их кормят сеном; в остальное время года их выгоняют на пастбища в долинах или предгорьях».

    Горское овцеводство на Северном Кавказе имело много общего с хозяйственным календарем: в определенное время проводили стрижку и т. д.

    Стрижка овец производилась два раза в год. В период стрижки прибегали к взаимопомощи. Шерсть от первой стрижки была некачественной, и ее использовали для набивки матрацев, подушек, она служила основой для сукон, войлочного и бурочного производства. Хорошая шерсть от второй стрижки шла на изготовление одежды: бурок, черкесок, башлыков, других предметов мужской и женской одежды. Излишки шерсти и овечьи шкуры реализовывали.скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    КОММЕНТАРИИ (1)
    GatDwesee 9 февраля 2013 20:23
    как правильно заваривать китайский пуэр
    тигуанинь чай цена купить


    Что такое чайная церемония? Это не просто вкушение вкуснейшего напитка в кругу добрых друзей, но и,наверное, медитация, во время которой самаябольшая часть вашего сознания обернется в тончайшие и чуткие внутренние переживания. Логично, что при таком подходе к чайной церемонии вы безусловно не имеете права отвлекаться на чистоту самого напитка. Он бесспорно должен быть вкусным и безупречным.
    В нашем интернет-магазине вы можете обнаружить различные сорта самого лучшего и качественного китайского чая. Наш магазин позаботился о том, чтобы вы пили исключительно настоящий и свежайший китайский чай, поэтому мы непрерывно следим за его качеством и сроками хранения готового продукта. Однажды распробовав продукцию, которую предлагает интернет-магазин bestchai.ru, вы навсегда забудете о чайных пакетиках из старого знакомого чайного ларька. Интернет-магазин bestchai.ru
    поможет вам лучше узнать культуру истинного чаепития!

    купить пуэр 357
    красивые чайные наборы
        Жалоба      1