• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Пчеловодство

    Категория: Адыги.RU / Культура
    Важнейшим, после земледелия и скотоводства, занятием адыгов было бортничество и пчеловодство.

    Сбор меда диких пчел был мужским занятием. Поиск дерева с ульем в дупле требовал особого мастерства. Секреты этого дела передавались по наследству из поколения в поколение.

    После того, как дерево с пчелиным ульем было обнаружено, нужно было удалить из дупла пчел. Для этого, как рассказывал (со слов отца) житель аула Тхагапш М. Т. Тлиф, на значительном расстоянии от дерева раскладывали кусочки копченого мяса, воск или мед, запах которых привлекал пчел. Кроме того, возле дерева с дуплом разжигали костер из кусков гнилого дерева, выделявших при горении густой дым. Вокруг дерева настилали листья каштана, на которые выбрасывали мед, очищая дупло. Затем мед собирали в бурдюк - кожаный мешок. Специальной одежды не было, поэтому защититься от укусов пчел было непросто.

    Долгое время сбор меда диких пчел был широко распространен наряду с сапеточным пчеловодством, при котором пчел разводили в плетеных ульях-сапетках. Такой улей (бжэматэ) представлял собой корзину, сплетенную из лозы орешника (лещины) и перевернутую вверх дном. Стенки улья с обеих сторон обмазывались глиной, а внутри натирались особой травой, запах которой привлекал пчел. Улей устанавливался на невысокой подставке и укрывался сверху шапкой из травы, связанной наверху в пучок.

    Мед вынимали, не убивая пчел, а воздействуя дымом зажженного гнилого дерева, оказывавшим на них паралитическое действие на непродолжительное время.

    Разводимая пчела была местной породы ~ серая, длиннохоботковая, т. н. кавказская. В народе ее зовут адыгэ бжъэ (адыгская пчела).

    Свой нектар пчела собирала в цветущих садах, которых было множество, на обширных хлебных полях, в лесосадах, с луговых медоносных растений. О превосходных качествах адыгского меда писал еще в 1634 г. итальянский путешественник А. Ламберти.

    «Пчеловодством,- сообщает Лапинский,- занимались с усердием, и горный мед был превосходен» («не имел себе подобного в целом мире»). И далее подчеркивает, что «изобилие ароматических цветов облегчает содержание большого количества пчел. Я видел в некоторых дворах тысячи пчелиных ульев».

    Меду было много, он отличался, по словам агронома И. Н. Клингена, «от русского белым цветом, кристаллическим, необыкновенно плотным сложением, сильным и приятным запахом».

    Впоследствии цвет и структура меда изменились. В связи с гибелью старых адыгских садов, всей традиционной земледельческой культуры, одновременно с широким, нерегулируемым распространением (самосевом) каштана, пчелиный взяток также стал преимущественно каштановым, что придало меду темный цвет и горьковатый привкус.
    Мед и воск издавна и вплоть до середины XIX в. были среди главных предметов экспорта. Например, по сведениям К. Пейсонеля (середины XIX в.), из Черкесии ежегодно вывозили только через Тамань 2-3 тыс. ц высококачественного меда как чистого, так и в сотах, около 300 ц дешевого, т. н. хмельного, а также около 800 ц воска.

    Мед широко использовался в пищу, в том числе в виде сот. Автор начала XIX в. Г. Ю. Клапрот пишет, что у адыгов «встречается род прессованного и твердого меда, который растворяют в воде и пьют». Из меда готовили крепкий напиток шъон, добавляли мед при приготовлении шуата (бузы) для придания ему большей крепости. Мед применялся как лечебное средство, на нем готовили всевозможные лекарства. Приготавливали также различные кушанья с медом, например, пирожки. Мед, смешанный с маслом, использовался как соус к мясу.скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.