• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    ПИЩА

    Категория: Адыги.RU / Культура
    Основу питания адыгов составляли хлебные злаки наряду с мясомолочной пищей. Значительное место в рационе занимали фрукты, орехи и мед.

    Традиционным блюдом является паста (пас-тэ) - мамалыга. Первые письменные сообщения об употреблении предками адыгов пасты из проса принадлежат древнеримским авторам. Т. Лапин-ский (конец 1850-х гг.) пишет: «Хлеба выпекается мало, и его заменяет любимая паста - круто-сваренная просяная каша или, за недостатком ее, каша из кукурузы».

    Молочная пища в рационе питания адыгов была представлена, в основном, сыром, маслом (в перетопленном виде) и напитком щхыу. Створоженное особым способом, отделенное от сыворотки, молоко - шхыу подавалось к столу во всех случаях жизни. Употребляли его и в качестве приправы к традиционным блюдам. Популярно оно и ныне. О древности традиции молочного производства у горцев свидетельствует то обстоятельство, что в адыгском языке имеются свои названия молока и молочных продуктов.

    Мясо употреблялось в жареном виде (предпочтение отдавалось баранине), но чаще вареным. Мясо домашних животных приносимых в жертву богам, ели только вареным; остававшийся бульон не использовался. Баранину, козлятину, реже говядину сушили и коптили, заготавливая на зиму. На основе бульона из мяса домашней птицы готовили соусы.

    Существовала у адыгов особая пища, которая за свою калорийность получила название «го-мыл». Это блюдо готовилось из поджаренной кукурузной и просяной муки, замешанной на меде. Сделанное тесто должно было перебродить (стать «кислым»). Брожение вызывалось, видимо, солодом - продуктом проращивания зерен злаков, богатым протеином и витамином Е. Согласно этнографическим источникам, для гомыла использовалась и каштановая мука. Перебродившее тесто приобретало дополнительную калорийность, являлось источником энергии для человеческого организма. По этой причине, а также в связи с компактностью (небольшим объемом) гомыл брали с собой в поход, в другие длительные поездки, на охоту. Тесто укладывалось в кожаный мешок, из которого перед завязыванием удаляли воздух, и подвешивалось к седлу. В таком состоянии гомыл мог долго сохраняться. Небольшого его количества хватало на несколько дней.

    Перед употреблением кусочек продукта разводили в нужном количестве воды. Из теста могли сделать лепешку и обжарить ее на огне, а затем, по словам И. Ф. Бларамберга, заесть «с небольшим количеством копченого мяса козы или барана». По утверждению адыгов, пишет Дж. Белл, гомыл «дает и силы и мужество».

    Все источники обычно указывают на умеренность адыгов в еде, особенно в поездках. Определенных часов для приема пищи не существовало. Ели, когда чувствовали голод, как правило, два раза в день. Основным считался ужин, который подавался после захода солнца. Редко какой источник не упоминает о чрезвычайно развитом у адыгов обычае гостеприимства. С прибытием гостей прием пищи, по выражению Дюбуа де Монперэ, приобретал «более церемонный характер». «Черкесы,- пишет он,- блестяще принимают гостей, считают постыдным и невежливым приступать к еде раньше гостя». Последний, «с первым куском пищи, подносимым ко рту», «произносил вполголоса молитву, призывая на хозяина благодать свыше, и затем обязан был отведать непременно от каждого блюда, сколько бы их ни было: иначе мог жестоко обидеть хозяина».

    При еде пользовались (наряду с ложками для молока-щхыу, супов, др.) маленькими ножами, которые, как указывает Дж. А. Лонгворт, носили «в дополнение к своим кинжалам на поясе». Кинжалы же, подчеркивает он, «никогда не применяются для приема пищи».

    С целью создания у своего читателя представления об адыгской кухне, Т. Лапинский описывает обед, в котором ему довелось участвовать в одном, как он выразился «среднезажиточном доме». Приведем, с небольшим сокращением, его рассказ. Одновременно не будем забывать, что уровень благосостояния адыгов, по причине длительной войны, к концу 1850-х гг. заметно снизился.

    Итак, после мытья рук и церемонии рассаживания (обязательно с учетом возраста), в комнату были внесены небольшие круглые столики-под-носы на трех ножках (анэ «каждое кушанье на отдельном столике».
    Вначале были поданы: «приготовленный в соусе из красного перца индюк, пироги из пресного теста с сыром, маленькие пшеничные пирожки с великолепным, только что вынутым из улья сотовым медом, пресные пироги с мясом, мелко нарезанная баранина, приготовленная в соусе из перца, опять же другой формы пирожки с медом, поджаренные в масле ломтики сыра с хлебом, потом кислые сливки с просяной кашей».

    Далее следовал суп, приправленный большим количеством острого перца, баранина (целый баран), квашеная капуста со свеклой и, наконец, пирожки с медом. «При каждом кушанье, для которого требуется хлеб,- пишет далее Т. Лапин-ский,- его место заменяют куски просяной каши, разложенные вокруг столика». Обычно, отмечает он, «число поданных блюд увеличивается со значением гостя». Дж. Белл (конец 1830-х гг.) пишет, что присутствовал на обеде из 45 блюд. Известен случай, когда, за обедом у натухайцев было подано 120 блюд.

    В заключение Т. Лапинский делает вывод, что «конечно, адыги только в праздники едят дома такое количество блюд, но в общем они живут хорошо»; « в этой стране так же мало бедных, как и богатых; нищих совсем нет».скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.