• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    ПРЕДАНИЕ О САМОШЕСТВУЮЩЕЙ КОРОВЕ АХЫНА

    Категория: Адыги.RU / Литература
    ПРЕДАНИЕ О САМОШЕСТВУЮЩЕЙ КОРОВЕ АХЫНА
    Ахынова роща, которой покровительствовало божество Ахын, находилась в верховьях р. Шахе, посередине небольшого плато. Ниже и вокруг него располагалось селение, в котором с незапамятных времен жил убыхский род Бабуко из фамилии Берзек. Роща состояла из вековых пихтовых деревьев, на которых висело разное оружие, покрытое за давностью ржавчиной. Любой человек, преступивший закон, был здесь недосягаем для своих преследователей.

    Однажды на жителей окрестностей священной рощи неожиданно напал многочисленный противник, разорил селение и пленил многих людей. Неприятельское войско, никем не преследуемое, поднялось на возвышенность, где сделало привал. Довольные добычей победители предались разным увеселениям, песням и танцам. На радостях они заставили плясать и своих пленниц. Одна из несчастных, беременная, напрасно умоляла оставить ее в покое.

    «О Ахын! Поневоле пляшу!» - говорила она, рыдая. Божество явилось на помощь несчастной: воины начали проваливаться сквозь землю. Тут один из рода Цебе1 закричал в отчаянии: «О Ахын! Если я вернусь невредимым домой, то в знак благодарности за спасение буду пригонять через каждые три года в твою рощу корову и приносить ее тебе в жертву!» Ахын сжалился над ним, и он один уцелел из всего войска. Спасенный исполнил свое обещание.

    С тех пор в назначенный срок стали приносить в жертву Ахыну корову, которую обычно называли «Ахыном ниспосланной», им избранной.

    Жертвоприношения в честь божества Ахына совершались исключительно у горцев, живших по морскому берегу. Однако Ахына они чтили и прежде, поклонялись ему как морскому, грозному и могучему. Убыхи представляли его великаном и считали своим прародителем. Абадзехи именем Ахына клялись. После описанного события с неприятельским войском Ахын стал почитаться прибрежными жителями как покровитель крупного рогатого скота и вообще скотоводства.

    Говорят, что Ахын сам избирал себе в жертву корову, еще не телившуюся, из стада, принадлежавшего семейству или роду Цебе, состоявшему под особым покровительством этого божества. Названное семейство жило в абазинском обществе (селении) Ардыкуадж (между реками Мзымта и Кудепста, по берегу моря) и состояло из семи или восьми дворов. Через каждые три года, осенью перед наступлением праздника в честь Ахына (по другим сведениям, в годину народных бедствий), одна из лучших белых коров разными движениями и ревом давала понять, что она удостоена чести быть принесенною в жертву божеству. Тогда все семейство собиралось в хлеве, с молитвами обмывали люди корову молоком и провожали ее со двора, перевязав белым (по другим данным красным) полотенцем. Хозяин избранной жертвы отправлялся в путь вместе с нею и брал с собой тхие (ритуальный хлеб).

    Корову никто не гнал - она сама, без принуждения (в древние времена это считалось особенно благоприятным знаком) шла к месту своего заклания, в священную рощу, поэтому она и называлась обычно самошествующей коровой Ахына.

    Она шла через общества Чужи (на р. Кудепста), Чекоф-фи (местонахождение не установлено) и Хамыш (на р. Хоста) и вступала в убыхское общество Саше, затем переплывала р. Сочи и останавливалась у двора рода Чизма (между реками Сочи и Псахо). Отдохнув здесь, она продолжала путь. Отсюда к процессии присоединялся представитель старейшины рода Чизма с тхием и черною козою.

    Дальнейший путь самошествующей жертвы лежал через общество Вардан, где ее принимал старейшина из рода Дзепш (устье p. JIoo). Здесь к сопровождавшим корову также присоединялся человек с тхием и козою.

    Потом корова проходила через общество Десчен (устье р. Бзыч, левого притока р. Шахе, выше Солох-аула). Тут старейшины разных родов присоединялись с тхиями и козами к свите самошествующей и шли к месту жертвоприношения, находившемуся под покровительством Ахына.

    Шествие Ахыновой коровы представляло собой весьма любопытное зрелище. С приближением к священной роще, народ, одетый в праздничные одежды, с непокрытыми головами гнал перед собой множество черных коз. В случае разлива рек, когда сопровождавшие корову вынуждены были отыскивать броды в их верховьях, корова без затруднения переплывала реки и сама, одна достигала места назначения.

    Подойдя к священной роще, она ложилась под тенью одного из деревьев и ожидала прибытия хозяина и сопровождавших его людей. В течение ночи, предшествовавшей празднику, жертва оставалась на одном месте. Здесь корове привязывали к рогам кусок хлеба и кусок сыра.

    Участники праздника также ночевали в лесу, они молились и соблюдали пост: не ели и не пили. Наутро, перед закланием коровы, старейшины и хозяин жертвы молились и выпивали по чарке белого вина, черпая его из огромного железного ковша, привешенного обычно к стволу орехового дерева, под которым стоял огромный же вековой котел, принесенный в дар или изготовленный, согласно преданию, каким-то Едигом. В этом котле и варилось мясо Ахыновой коровы. Чем ловчее совершалось заклание жертвы, тем угоднее считали ее для Ахына. Одновременно резали и варили пригнанных черных коз.

    Характерной особенностью ритуала было то, что для снятия кожи корову переносили на другое место, на части делили на третьем месте, на четвертом - ее варили, а на пятом - ели. При каждом перенесении присутствующие, взявшись за руки, танцевали и пели предназначенные для этого случая молитвы. После приготовления мяса пили, ели и веселились. Мясо Ахыновой жертвы делили на части между участниками жертвоприношения. Каждый из присутствовавших приносил кусочки жертвенного мяса домой и угощал тех, кто оставался дома. Даже младенцам мясо клалось в рот, оно хранилось как лучшее лекарство от многих болезней. Рассказывали, что кусок мяса от Ахыновой коровы оставлялся под священным деревом для самого Ахына. Кожа, голова и ноги зарывались в землю на месте жертвоприношения. Еще говорили, что когда один бедняк, не удовлетворившись своей порцией мяса, взял и ахынову, то будто бы с тех пор обиженное божество перестало приводить коров.

    СПРАВКА:

    Посвящаемые богам животные были обычно особями мужского пола белого цвета: быки, козлы, бараны или же нетелившимися («непорочными», «чистыми») коровами также белого цвета. Такая корова рассматривалась как богоугодная жертва. Белый цвет полотенца (тряпицы), которым ее перевязывали, подчеркивал ее названные качества, красный говорил о том, что она выбрана в жертву, то есть является жертвенной коровой.

    Во всех случаях составной частью магических обрядов (в их чистом виде) был черный цвет. Черные животные олицетворяли собой злые, вредоносные, темные силы и в то же время, согласно принципу гомеопатической магии (магии подобия), благоприятно воздействовали на них. Через умилостивительную жертву (дары) в виде черных коз, например, устанавливался контакт между человеком и злыми духами, позволявший ему быть «услышанным» последними. Таким образом, заклание черных коз должно было предохранять людей от несчастья, всяческих невзгод.


    "Сочинское Причерноморье"
    Половиникова Т.В.
    скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.