• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКАНАХ И КАРЛИКАХ

    Категория: Адыги.RU / Литература
    ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКАНАХ И КАРЛИКАХ
    Давным-давно, во времена, о которых знает и помнит один всемогущий Тха (Тхашхо - Великий Бог, Всевышний), в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жили только два племени людей: племя больших, как дуб, страшных на вид великанов и племя маленьких, отвратительных карликов, которые были столь малого роста, что заяц служил им конем вместо лошади. Они носили панцирные рубашки и были вооружены стрелами и луками.

    Страшные великаны жили в долинах и промышляли охотой, а карлики обитали на высоких горах, у снегов, в темных холодных пещерах, и занимались колдовством.

    Великаны хоть и обладали страшной, нечеловеческой силой, но были все глупы, как стадо баранов, тогда как карлики были совершенно бессильны, но очень хитры.

    Долго жили эти два племени, не видя и не зная друг друга. Но вот однажды карлики спустились, наконец, в долины и увидели великанов, когда те занимались играми, бросая друг в друга скалами и для потехи вырывая деревья с корнем.

    Крошки-карлики хитростью и колдовством скоро сумели покорить глупых великанов и заставили их служить себе. Карлики приказали великанам построить себе маленькие удобные жилища. Великаны живо взялись за дело, понаворотили скал и везде, по горам и долинам, понастроили карликам каменные дома с маленькими круглыми отверстиями, через которые только одни карлики и могли пробираться вовнутрь, сидя верхом на зайцах.

    Много лет прошло с того времени, когда это было, нет уже великанов на земле, нет и карликов, а их прочные каменные дома стоят еще и сейчас. Адыги называют их «спыун» («испун»), что на русском языке значит «дом карликов».

    НАУЧНАЯ СПРАВКА:

    И великаны (гиганты), и карлики (пигмеи) достаточно хорошо известны мировой мифологии, в которой они предстают перед нами реально существующими людьми. Так, о карликовых племенах знали древние египтяне, греки и римляне. Согласно их сообщениям, пигмеи жили на деревьях, в земле или под землей, а также в пещерах. Современные исследователи пришли к выводу, что, например, низкорослые люди действительно обитали на всех континентах, в том числе в Европе и Америке. Великаны (люди-гиганты) являлись, как считают некоторые ученые, создателями многих, сохранившихся и поныне, грандиозных сооружений из камня, и дольменов в том числе.

    Легенда, вероятно, отображает реальную ситуацию, когда на побережье жили две группы населения: люди крупного телосложения и высокого роста и малорослые племена. По одним преданиям, карлики являлись предшественниками великанов (и героических богатырей-нартов), по другим - их современниками. Как сообщает англичанин Э. Спенсер (1836), «черкесы и абазины в своих преданиях говорят, что страна перед тем, как их раса заняла ее, была населена народом столь малого роста, что заяц служил им конем вместо лошади». В старинной же шапсугской песне, по свидетельству Дж. Белла (1837-1839), древнейшее владение этой страной приписывалось народу - Нартам. Согласно этногенетическому преданию, записанному в 1930 г. JI. И. Лавровым у причерноморских шапсугов, их предки пришли на Кавказ 7700 лет тому назад.

    Важнейшим персонажем легенды является сакрализо-ванный заяц. В мифологии, в том числе кавказской, заяц -существо иного (потустороннего) мира. Но он никогда не пребывает там постоянно, а курсирует между иным миром и нашим. В легенде заяц перемещает туда и возвращает обратно карликового человечка. Поэтому он не просто пришелец из другого мира, а медитатор - посредник между людьми и их предками (духами). Каждый раз заяц переходит грань между мирами, связывая их таким образом и обеспечивая перемещение из одной реальности в другую. Мифологи приписывают зайцу сексуальную (фаллическую) символику, видят его в роли существа, сопутствующего рождению человека.

    Карлики в легенде вооружены луками и стрелами, имеющими в мифологии культовое значение. В древних воззрениях стрела символизировала мужскую производящую силу. Выстрел, направленный во впускное отверстие дольмена (или в пещеру), усиливал ее действие и приравнивался первобытными людьми к оплодотворяющему соединению мужского и женского начал. Другими словами, выстрел стимулировал зарождение новой жизни.

    Культовое почитание дольменов, а также пещер имело некогда повсеместное распространение. Исследователь пещерных святилищ И. JI. Кызласов считает, например, что каждая определенная община в древности имела ту или иную гору, которая воспринималась в качестве плодоносящего центра для всех членов этой общины. Гора с пещерой, пишет он, наделялась женским началом, при этом полость пещеры представлялась детородным органом почитаемой горы. Это было место «ухода» умерших сородичей и зарождения будущих.

    Сходные культовые представления лежали в основе почитания древними людьми дольменов, использования их в различных ритуалах. Местом перерождения (возвращения к жизни в новом воплощении) считалась погребальная камера, герметичность которой обеспечивалась плотным прилеганием плит, пробки. Женское естество, приписываемое дольмену (его камере), подчеркивалось наличием пробки, имевшей преимущественно фаллическую форму. Ранние дольмены (периода зарождения погребального обряда) предназначались в основном для индивидуальных захоронений, реже для 2-3 покойников, положенных скорченно на боку (в позе человеческого зародыша), головой на юг (к солнцу - источнику тепла (жизни), при сильной посыпке охрой (символическая кровь). Таким образом, перед нами обряд, готовивший человека к будущему возрождению.скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.