• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » КАК БАДЫНОКО ВВЕЛ В СТРАНЕ НАРТОВ НОВЫЙ ОБЫЧАЙ

    КАК БАДЫНОКО ВВЕЛ В СТРАНЕ НАРТОВ НОВЫЙ ОБЫЧАЙ

    Категория: Адыги.RU / Литература
    КАК БАДЫНОКО ВВЕЛ В СТРАНЕ НАРТОВ НОВЫЙ ОБЫЧАЙ

    Был у нартов старый, но плохой обычай. Когда мужчина становился таким дряхлым, что не мог уже вытащить на три четверти меч из ножен, не мог сесть без чужой помощи на коня, не мог натянуть лук, чтобы подстрелить дичь, не было уже у него силы, чтобы натянуть на ноги ноговицы, чтобы держать грабли в руках, чтобы сложить копну сена, не было уже у него силы, чтобы не дремать, охраняя стадо,- сажали этого дряхлого старца в плетеную корзину и выносили из селения.

    Выносили и поднимали на вершину Горы Старости. К плетеной корзине приделывали большие каменные колеса и пускали корзину вниз по обрыву - в пропасть.

    Так поступали со стариками. И со старухами поступали точно так же.

    Настало время, когда отец Бадыноко, Бадын, превратился в глубокого старца, дряхлого и бессильного, это не было удивительным, ибо и голову самого Бадыноко время успело немного посеребрить. Бадыноко любил своего отца, которого он узнал уже будучи юношей, мучился из-за того, что он должен собственными руками столкнуть отца в пропасть, но что ему оставалось делать, если у нартов нарушение обычая считалось позором? Разве позор - не страшнее смерти?

    Скрывая свою печаль, сплел Бадыноко из хвороста корзину, посадил в нее отца, поднял Бадына на вершину Горы Старости, приделал к корзине два огромных каменных колеса и сказал:

    - Отправляю тебя, отец, на гибель. Не меня вини, а нартский обычай. Прощай.

    Бадын ничего не сказал в ответ, и от его молчания стало тяжелее горе Бадыноко. От толкнул корзину, и она покатилась дорогой смерти. Все ближе и ближе она подходила к пропасти, все чаще и чаще билось сердце Бадыноко. У самого края пропасти корзина внезапно остановилась, зацепившись за пень. Ветер стал ее качать над бездной, белая борода Бадына развевалась на ветру, и старик не выдержал, засмеялся.

    - Отец, чему ты смеешься? - спросил Бадыноко.

    Бадын, не переставая смеяться, ответил:

    - Я подумал, что, когда ты одряхлеешь и твой сын сбросит тебя с Горы Старости, твоя корзина тоже зацепится, быть может, за этот самый пень. Разве это не смешно?

    Добрый смех отца, приговоренного к смерти, ранил Бадыноко в самое сердце. Он подбежал к отцу и сказал, как человек, принявший твердое решение:

    - Пусть нарты делают со мной, что хотят, но я не отправлю тебя по дороге смерти!

    - Если хочешь знать правду, сын мой,- ответил старик,- то я не очень большой охотник болтаться без дела на том свете. Верно то, что бесполезная жизнь - хуже смерти.

    Но разве я не в силах принести людям пользу? Я не могу работать, но зато могу думать!

    Бадыноко вытащил отца из корзины, сбросил корзину в пропасть, а отца отнес в горную пещеру. Положив его на травяное ложе, он сказал старику:

    - Отец! Здесь и живи, живи тайно, чтобы никто не узнал о тебе: иначе нарты разгневаются на меня за нарушение обычая. А я каждую неделю буду приносить тебе еду.

    Так шло время. Бадын жил в пещере, а Бадыноко приносил ему каждую неделю пищу.

    Случилось так, что не уродились плоды в стране нартов. И в следующем году плодовые деревья не дали урожая. И еще год прошел, а плодовые сады оставались голыми. Ни единого яблока, ни единой груши не было в нартских садах.

    Однажды настал день, когда Бадыноко понес пищу отцу. Проходя мимо реки, он заметил три яблока, которые плавали по воде.

    «Отнесу эти яблоки отцу»,- подумал Бадыноко и влез в реку. Но яблоки нырнули в воду и исчезли. Бадыноко опечалился, и печаль не сошла с его лица даже тогда, когда он вступил в пещеру. Это заметил старый Бадын. Он спросил:

    - Чем ты опечален, сынок?

    - Взяла меня досада,- сказал Бадыноко.- Когда я шел к тебе, увидел я в реке три яблока. Хотел я их принести тебе, но едва я залез в воду, яблоки исчезли.

    - Не печалься из-за этого, сын мой. Только впредь не ищи ты яблок в реке. Ходи с поднятой головой - найдешь яблоки.

    Так поучал Бадын своего сына. Бадыноко простился с отцом. Долго бродил он по лесам и ущельям, бродил с поднятой головой. Забравшись в лесную чащу, он увидел яблоню и грушу. Они стояли у самой реки. На каждом дереве росло по одному плоду. Бадыноко сорвал оба плода и принес их нартам.

    Обрадовались нарты, посеяли семена этих плодов, и снова яблони и груши расцвели на нартской земле.

    Прошло много времени, и новое горе постигло нартов: начался падеж скота. Смерть унесла всех баранов, осталось только несколько овец. Испугались нарты: исчезнут с лица земли все овцы и бараны, ибо как могут дать потомство оставшиеся овцы, если погибли все бараны? Собрались нарты на свою Хасу, но ничего не могли придумать. Между тем овец становилось все меньше. Тревога охватила страну нартов. Эту тревогу Бадын прочел в глазах своего сына, когда тот принес ему пищу. Старик спросил:

    - Почему так пасмурен твой взгляд? Может быть, тебе надоело заботиться обо мне?

    - Мне отрадна забота о тебе,- ответил Бадыноко.- Но мало радости в стране нартов. Был падеж, погиб скот, осталось только несколько овец, но как они дадут потомство, если нет баранов?

    - Не горюй, Бадыноко,- сказал старик.- Погони оставшихся овец на то место, где Амыш пас баранов. Увидишь, что через год овцы дадут потомство.

    Бадыноко знал то пастбище, где давным-давно, когда на земле появились первые бараны, пас свою отару Амыш, покровитель животных. На это высокогорное пастбище и пригнал Бадыноко нартских овец.

    Овцы понюхали землю, на которой паслись первые бараны - предки всех нынешних баранов, и спустились в селение. На следующий год каждая из них принесла по три, по четыре, а то и по пять ягнят. Так в стране нартов опять появились отары овец.

    Прошло много времени, и снова горе посетило нартов: во время уборки урожая выпал небывалой силы град и побил все просо. Остались нарты без проса, даже без семян проса. Нарты не знали, как помочь своему горю.

    У Бадыноко осталось еще с прошлого года немного проса. Он поджарил его и отнес отцу. Старый Бадын много лет жил в пещере, не видя друзей, вдали от жизни нартов, и потому каждое посещение сына было для него радостью. Но увидев, что сын принес ему так мало проса, он огорчился и сказал с обидой:

    - Видно, я тебе надоел, если ты мог принести мне только крохотную горсточку проса!

    - Не обижайся, отец,- промолвил Бадыноко.- У нартов горе: град побил весь урожай проса, даже семян у нас не осталось. Не знаем, как нам быть, что делать?

    - Не надо горевать,- ответил Бадын. - Запряги волов и вспаши все дороги, по которым Тхаголедж возил первое просо, вспаши старый ток бога плодородия.

    Бадыноко запряг волов и поехал на ток Тхаголеджа, проехал по всем дорогам, по которым бог плодородия возил просо. Зерна проса, которые рассыпались после первой на земле молотьбы, дали чудесный урожай. Снова появилось в стране нартов просо, и собрав его, устроили нарты санопитие. Первую здравицу нарты произнесли в честь Бадыноко, спасшего страну нартов от гибели плодов, овец и проса. Воздав хвалу Бадыноко, нарты спросили его:

    - Скажи нам, Бадыноко, как ты нашел яблоко и грушу, как ты устроил так, чтобы овцы дали потомство, хотя все бараны погибли, как ты получил обильный урожай проса, не посеяв зерен?

    Бадыноко вышел на середину Хасы нартов и сказал:

    - Нарты, не моя это заслуга!

    - Чья же? - удивились нарты.

    - Поклянитесь, что вы не разгневаетесь, не выхватите мечей из ножен, и я вам поведаю всю правду.

    Эти слова Бадыноко еще более удивили нартов, и они воскликнули:

    - Клянемся!

    - Тогда узнайте правду,- начал Бадыноко.- Во мне так сильна любовь к моему отцу, что я не мог убить его. Я скрыл его в пещере и каждую неделю приношу ему пищу. Это мой отец, белобородый Бадын, научил меня, как поступить, когда погибли наши плодовые сады, наш скот, наше просо. Если снова расцветают в стране нартов яблоки и груши, если снова пасутся на наших лугах отары овец, если снова собирают нарты обильные урожаи проса, то это не моя заслуга, а заслуга моего отца. Я только исполнял его мудрые советы. А если бы я спустил его с Горы Старости по дороге смерти, то мы лишились бы плодов, и овец, и проса.

    Выслушав Бадыноко, нарты воскликнули:

    - Да продлятся твои годы, нарт Бадыноко, ты - гордость своего отца, гордость страны нартов!

    Порешили нарты: отменить старый обычай, ибо он плох, не увозить дряхлых стариков на вершину Горы Старости, не бросать их в пропасть по дороге смерти, а лелеять их старость и слушаться их мудрых советов.

    Так внес Бадыноко в страну нартов новый обычай. Это был хороший обычай, и старики жили с тех пор до самого предела своей жизни, наставляя нартов мудростью и благословляя Бадыноко. Но сам Бадыноко не дожил до дней старости, ибо он погиб от стрелы коварного Джилахстана.

    На сегодняшний день нам известно четыре варианта предания о Скале стариков, записанных в Шапсугии и опубликованных в различных изданиях. Самый ранний из них относится к 1930 г. Его записал в ауле Хаджико Шапсугского национального района (в 1945 г. переименован в Лазаревский) известный кавказовед Л. И. Лавров. Этот текст был опубликован в журнале «Советская этнография» за 1936 г. Следующий по времени фиксации вариант предания был издан в 1938 г. А. Пономаревым в книге очерков о Шапсугии и ее людях. Рассказ о скале ведется от лица старика Харуна Гвашева. Остальные варианты также происходят из ашейских (расположенных на р. Аше) шапсугских селений, от знатоков фольклора Тли-фа Кеча Шоогуровича (1876-1958) из аула Калеж и Хушт Цыц Мустафовны, проживавшей в ауле Шхафит и умершей в 1973 г. в возрасте около 130 лет.

    Версия Тлифа Кеча, практически ничем не отличающаяся от гвашевской, видимо, всегда (до 1999 г.) существовала лишь в устной традиции (известна она и сейчас). Рассказ Хушт Цыц был записан незадолго до ее кончины Ф. П. Плосковым, но никогда не издавался отдельным текстом. Перед своей публикацией оба оригинала подверглись значительной литературно-художественной обработке, обросли домыслами, не обошлось и без фальсификаций (авторы Ф. П. Плосков и А. Т. Хахо, 1970-е и 1990-е гг. соответственно)1.

    Мы убеждены (и для этого есть все основания), что интерпретация обычая сбрасывания стариков в пропасть (избавление от лишней обузы), представленная читателям от лица сказительницы Ц. М. Хушт, принадлежит автору публикации Ф. П. Плоскову. Во-первых, потому, что в двух ранних текстах предания, которым следует доверять более, чем остальным, о цели, достигаемой убиванием стариков, не упоминается. Не говорил об этом и Тлиф Кеч, вокруг устного рассказа которого А. Т. Хахо создал свой вариант этого предания. Во-вторых, подобное толкование обычая бытует в отечественной науке, откуда оно могло быть заимствовано Ф. П. Плосковым.

    Другое объяснение необходимости сбрасывания стариков в пропасть попытался дать А. Т. Хахо. По его мнению, отец в предании выступает в качестве жертвы, приносимой богам (богу Солнца) для их умилостивления. Однако обосновать свою точку зрения автору не удалось. Однажды, пишет от, случилась сильнейшая засуха, стали гибнуть посевы и скот. Во всем этом община обвинила сына старика, которого тот вовремя не сбросил с горы. Сын обещал незамедлительно исполнить обычай предков, но сам не стал убивать отца, а спрятал в пещере. «Все были уверены,- читаем дальше, - что жертва богами принята, так как вскоре пошли дожди и жизнь в поселке постепенно наладилась». Видимо, сыну удалось обмануть не только сородичей, но и богов. А вот Ф. П. Плосков предусмотрел подобную ситуацию. Обрабатывая в соответствии со своим замыслом предание, он не забыл отметить, что несоблюдение обычая имело последствием еще более ухудшившуюся жизнь людей, помочь которым взялся спасенный старец. После этого стариков, пишет он, перестали сбрасывать со скалы.

    В адыгском фольклоре прослеживается еще один вариант исчезновения обычая. Так, в одном из текстов нартско-го эпоса, зарождение которого относят к сер. I тыс. до н. э., указывается, что конец ему кладет мать нарта Саусырыко (Сосруко) Сатаней: «Сосруко положил конец убийствам (старых) нартов, как велела ему Сатаней. Каждый год продолжали (нарты) готовить хмельной напиток, но никогда больше не убивали стариков».

    Известно, что ни Ц. М. Хушт, ни К. Ш. Тлиф не отождествляли пещеру, в которой, если следовать приписываемой им версии, сын прятал отца, с какой-либо определенной целью, как это необдуманно позволил себе Ф. П. Плосков, а вслед за ним А. Т. Хахо. Более того, как в устной традиции, так и в литературе в качестве места укрытия старика упоминается дом, в частности чердак1, а в тексте JI. И. Лаврова этот эпизод и вовсе отсутствует.

    Несмотря на то, что авторы всех четырех публикаций вольно или невольно связывают старинное предание с нынешней так называемой Скалой стариков (правый берег р. Аше, напротив аула Хаджико), нужно понимать, что в предании речь не идет о конкретной горе (скале), в том числе и об этой. Существующая привязка появилась сравнительно недавно, после вторичного заселения упомянутой местности шапсугами, произошедшего по окончании в 1864 г. Русско-кавказской войны. Вполне возможно, что она получила распространение с подачи жителей долины р. Аше, у которых соседняя скала вызывала ассоциативную связь с легендой. Это косвенно подтверждается словами старого Харуна Гвашева: «Я глянул на ее (на скалу.- Т. П.) и вспомнил о страшной скале Жигайбг. У нашего шапсуг-ского народа есть сказание о Жигайбг».

    Возникновение предания относится к тому времени, когда обычай сбрасывания стариков в пропасть уже не исполнялся, а его подлинный смысл и происхождение были полностью забыты. Оно сохранило лишь память о том далеком времени, когда естественная смерть стариков не допускалась и община была жизненно заинтересована в их насильственном умерщвлении. Очевидно также, что предание связывает убийство старика со стихийными бедствиями.

    Ключом к раскрытию тайны, окутывающей и поныне это предание, может стать сопоставление его содержания со множеством схожих фактов, взятых из разных стран и эпох и проанализированных известным английским религиоведом и этнологом Джеймсом Фрэзером (1854-1941). Привлечение опубликованных им материалов для установления природы столь странного обычая в отечественном кавказоведении осуществляется впервые.


    НАУЧНАЯ СПРАВКА:

    Обычай умерщвления стариков (или их добровольный уход из жизни) существовал в древности у многих народов. Наиболее раннее свидетельство этому (V в. до н. э.) содержится в «Истории» древнегреческого писателя, «отца истории» Геродота (для скифского племени массагетов). Более поздние античные авторы распространяли обычай на всех скифов. Так, Гай Хирий Фортунатион (V в. н. э.) писал: «У скифов был обычай опускать шестидесятилетних с моста. Один скиф в Афинах сбросил шестидесятилетнего отца с моста и обвинен в отцеубийстве. Он говорит, что сделал это по обычаям своего племени».

    В нартском эпосе кавказских народов, в том числе осетин (потомков алан) и адыгов (черкесов) сохранились отголоски этих общественных норм жизни: стариков сбрасывали в пропасть, забивали камнями. Последний способ их умерщвления зафиксирован в адыгских нартских скаобщее представление о возвышенности (холме, горе) как о месте обитания духов, в том числе духов предков, и богов. В нашем случае сбрасывание старика с горы символизирует его возвращение в мир живых людей в статусе рядового члена общины и говорит о существовании в то время древнейших представлений о двухуровневом строении мира: верх (предки, духи) - низ (люди).

    Пережиток обычая умерщвления вождя в последний месяц каждого года еще в нач. XIX в. сохранялся на Гавайских островах. Давая его описание, Фрэзер ссылается на сообщение одного из русских моряков. Приведем здесь его фрагмент: «... царь садится в лодку чуть засветло, а заканчивает речную прогулку на восходе солнца (как и наш старик свое восшествие на вершину скалы в сообщении Тлифа Кеча.- Т. П.). Во время высадки царя на берег самый сильный pi опытный воин... с расстояния примерно в тридцать шагов бросает в него копье», которое тот должен поймать рукой. Затем вождь несет его острым концом книзу в храм. Общеизвестно, что в мировой мифологии солнце - источник жизненной силы, продвижение же во времени от сумерек к восходу солнца интерпретируется как возвращение к жизни, возрождение. Упомянутый элемент ритуала подтверждает версию о том, что, убивая стариков, их готовили к будущему недалекому возрождению.

    Какие же все-таки древние представления лежат в основе обычая насильственного или добровольного ухода «стариков» из жизни? Найти ответ на этот вопрос нам поможет гипотеза, выдвинутая Фрэзером по поводу распространенного среди древних и отставших в своем развитии племен и народов обычая предания смерти правителей и колдунов (магов).

    Как известно, человек сотворил богов по своему подобию. Как и люди, они рождались, старели и умирали. Естественно, одряхления и смерти не мог избежать и правитель (вождь), часто он же маг. Первобытные люди верили, что его жизнь и душа каким-то таинственным образом связаны с благополучием всей общины, что в случае заболевания или старения властителя заболеет и перестанет давать потомство скот, на полях погибнет урожай, и все больше людей будет умирать от болезней. Более того, он несет ответственность «за рост посевов и за погодные условия». Отсюда - обычай сменять или умерщвлять правителя.

    "Сочинское Причерноморье"
    Половиникова Т.В.
    скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    КОММЕНТАРИИ (1)
    annoulkeretle 10 февраля 2013 18:52
    посмотреть фильм очень опасная штучка
    смотреть кино очень опасная штучка


    На нашем портале вы можете увидеть совершенно любое кино в довольно приличном из всех существующих на сегодняшний день качестве - HD — High Definition 720p. Теперь вам больше не надо тратить время на регистрацию, осуществлять утомительную
    процедуру авторизации, чтобы смотреть превосходные онлайн новинки российской, украинской и заморской кинематографии. А уж тем более, устанавливать для этого какое-либо дополнительное программное обеспечение или платить деньги. Все, без чего вам не обойтись – это любой интернет-браузер, средняя скорость интернета и сайт 1kinohd.com в закладках вашего компьютера.
    Команда нашего портала позаботилась не только о качестве фильмов, которые находятся на нашем портале. Мы также не забыли об удобстве вас – наших гостей и разместили абсолютно все фильмы по категориям и разделам. Отныне найти вашу любимую кинокартину стало еще проще. Всего лишь выберите жанр, к которому относится кинофильм, найдите его в соответствующем разделе нашего сайта и наслаждайтесь отличным вечером в одиночестве или маленькой, но веселой компании.


    онлайн фильмы бесплатно соловей разбойник
    фильм джанго освобожденный
        Жалоба      1