• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    КОДО (ЧЕРТОВ МОСТ, ЗАХАТЛЯШ)

    Категория: Аулы / Названия
    КОДО (ЧЕРТОВ МОСТ, ЗАХАТЛЯШ), переселенческий поселок, село в Туапсинском округе Черноморской губ., в Шапсугском районе (1924-1945), в Лазаревском районе Краснодарского края. Находился в бассейне р. Аше, выше впадения в нее притока Наужи.

    Кодо - поздняя, усеченная, форма топонима «Кодош» (Кодеш, Кудес), имевшего, судя по литературным данным перв. пол. XIX в., довольно широкое распространение на восточном берегу Черного моря в качестве названий рек, селений, а также мыса и бухты северо-западнее р. Туапсе.

    В русскоязычных документах и на картах кон. XIX -нач. XX в. топоним «Кодо» встречается наряду с его фонетическими вариантами Кадо, Кудо: гора и река Кудо в верховьях р. Шахе, гора и река Кодо в бассейне правого берега р. Аше. Некоторые из перечисленных топонимических названий сохранились в современной географической номенклатуре побережья, например, гора Кодо (в народе -Армаутх), мыс Кодош (сейчас микрорайон Туапсе).

    В этом же ряду топонимов стоит, видимо, и название р. Кудепста (Кудепс) в Адлерском районе гор. Сочи, которое можно этимологизировать как «ущелье (божества) Ко-деша». В пользу этой версии свидетельствует существование в верховьях правого притока р. Кудепста, недалеко от моря, так называемого Кудепстинского культового камня с сидениями, являвшегося, по заключению абхазских ученых Ш. Д. Инал-Ипа и Ю. Н. Воронова, центром древнего языческого святилища.

    Как пишет автор XVIII в. К. Пейсонель, в окрестностях бухты Кодош росло одноименное дерево, почитаемое шапсугами. О кудошах, или священных местах прибрежных жителей, знал еще Жан де Лукка, посетивший Кавказ в 1625 г. По свидетельству А. Лонгворта, в его время (1830-е гг.) «религиозные рощи, или кудоши, как их здесь (в Черкесии.- Т. П.) называют, продолжали оставаться объектами реального и искреннего почитания». Согласно сведениям французского консула в Крыму К. Главани (перв. четв. XVIII в.), в Черкесии людей и животных, пораженных молнией, считали «божеством, которое называется кодос». И наконец, по сообщению Л. Я. Люлье (20-е гг. XIX в.), в религиозном языческом пантеоне адыгов существовало морское божество по имени Кодес, способное удерживать море в пределах берегов. Они представляли его, по словам автора, в виде рыбы. У абхазов женским соответствием повелителя морского царства Хайта (по данным Л. X. Акабы) была Кодош. Она считалась покровительницей деторождения, воды и деревьев. Исследователи полагают, что упомянутые выше деревья, рощи были посвящены богу Кодешу и названы его именем. Одно из святилищ этого божества находилось, очевидно, на месте (или вблизи) аула Малое Псеушхо (Туапсинский район), известного шапсугам как Кодешехап - «место приношений Кодешу». Так же называлась прежде и река, на которой он находится (на русских картах нач. XX в.- Пши-ахо (Пчыяко), на современных - р. Малое Псеушхо). Известно, что зимой адыги отмечали праздник в честь Коде-ша. В этот день жители брали морскую воду и обрызгивали ею друг друга.

    К. Пейсонель производит слово «кодош» от еврейского кадеш (кадес) - «святой». По мнению кавказоведа Л. И. Лаврова, оно было заимствовано адыгами у хазар, древних (VII-VIII вв.) кочевников Северного Кавказа, исповедовавших иудаизм. Источники сообщают, что в это время на Таманском полуострове существовала значительная еврейская религиозная община. Появление же здесь евреев относят к первым векам нашей эры. Тот же смысл этот термин (в форме кодес, куд(е)с) имеет и в арабском языке, относящемся, как и еврейский, к семитским языкам (родина - Передняя Азия). Арабы, к примеру, называют ко-десом гор. Иерусалим - религиозный (священный) центр иудеев, мусульман и христиан. Известный ученый, знаток адыгской мифологии А. Т. Шортанов замечает, что слово «кодеш» проникло и в осетинский язык с таким же значением, как и в адыгский - «святой». В одной из своих работ он пишет, что мифология нередко прибегала к заимствованию имен для своих божеств из других языков. По его этнографическим сведениям, «Кодесу приносили жертвы и его именем молились адыги, отправляясь в морское плавание». Автор нач. XX в. называет Кодеса покровителем рек и морей. Согласно экспедиционным записям JI. И. Лаврова в Шапсугии (1930), Кодешу в старину молились, желая обеспечить себе хороший рыбный улов. Рассказывая о местах, называемых ими «кодош», шапсугские информаторы не могли, однако, объяснить значение этого слова. И тем не менее с уверенностью можно сказать, что эти топонимические названия отмечают бывшие языческие культовые места, посвященные божеству Кодесу (Кодешу).

    Итак, слово «Кодо» (во всех его известных формах) имеет, очевидно, семитское происхождение. Оно могло проникнуть в адыгский язык как еврейский религиозный термин в указанное время или, что менее вероятно, с ранним христианством, родиной которого, как и иудаизма, является Палестина. Между тем Кодес не был единственным божеством водной, в том числе морской стихии. С культом моря издревле была связана вера адыгов в Хы-Гуашу (хозяйку моря) или Хыпэ-Гуашу (хозяйку морского берега). По словам Л. И. Лаврова, шапсуги рассказывали ему, что у хозяйки моря нижняя часть тела была рыбья, а верхняя - женская. Еще в перв. пол. XIX в. в честь нее летом, на берегу моря, местные жители устраивали соответствующие праздники с купанием, обливанием друг друга водой, танцами.

    Не позднее октября 1904 г. в Сочинском округе Черноморской губ., в бассейне р. Аше, выше впадения р. Нау-жи1, был образован переселенческий участок «Кодо» на 523 душевых надела (на 523 чел. мужского пола). В пределы участка, протяженностью более 8 км, вошли, в частности, бассейн р. Бекишей (ныне р. Малый Бекишей), ущелья р. Кодо (сейчас Казачий ручей), с правой стороны, и Захатляш - с левой.

    До Русско-кавказской войны эту территорию населяли шапсуги. В отчете комиссии Кавказского наместничества (1866) отмечается, что ущелье р. Аше, в его самой верхней части (до слияния с р. Бекишей), было «покрыто хлебородными и фруктовыми участками», особенно с левой стороны. Такой же характер ущелье имело на протяжении еще 7-8 км. Далее ущелье сужалось, «но окрестные горы» были «покрыты богатыми хлебородными участками, в особенности по хребту Тхагаж» (видимо, Тхахапш - «место проведения языческих праздников». Ныне хребет Слюса-рева). Ниже по течению р. Аше, начиная с ущелья Захат-ляш, комиссия встретила уже виноградные сады. До сих пор в лесу можно увидеть каменные кладки - следы бывших террасных полей. Так вблизи р. Кодо сохранилась такая каменная подпорная стенка длиной до 50 м, высотой примерно 1 м.

    Согласно официальной статистике, к 1 октября 1905 г. население на переселенческом участке «Кодо» отсутствовало. С 1907 г. данная территория относилась уже к Туап-синскому округу. Поселок под названием Кодо возник не позднее 1913 г. Заселялся славянами - выходцами из России. Топоним «Кодо» распространялся на все поселения, существовавшие на участке. Здесь жили Басовы, Моторные, Зыбины, Сытины, Слюсаревы. Их имена носят соответствующие ручьи и балки. Отдельными дворами жили также Бибаевы, Дергачевы, Махначи, Грицуны, Еременко, Нечипуренко, Примаковы.

    Поселение у устье р. Захатляш было компактным. Среди жителей в разное время числились Лушковы, Шуляко-вы, Кузовкины, Ковалевы, Фоменко, Родионовы. Среди старожилов участка «Кодо» называют Лушковых, Грицу-нов, Шуляковых. Известно, например, что Е. М. Грицун приехал с семьей из Черниговской губернии в 1910 г.

    Поселок на р. Захатляш получил в народе имя Чертов Мост, которое вскоре охватило всю территорию участка и употреблялось сначала наряду с Кодо, а затем стало официальным названием села, вытеснив последнее. Оно связано с существовавшим на противоположной стороне р. Аше мостом, оборудованным из досок вокруг скалы, нависшей над рекой, на высоте до 3 м, представлявшим реальную опасность для пешеходов.

    По переписи населения 1920 г., на участке «Кодо» или «Чертов Мост» Лазаревской волости Туапсинского отдела (с 1922 г.- район) проживало 107 чел. (18 славянских семей), в 1925 г.- 126 чел. обоего пола.

    В дальнейшем число жителей сел. Чертов Мост постепенно сокращалось, особенно активно в 1930-х гг., после образования колхоза. Некоторые из них подверглись репрессиям и были высланы, в том числе в Казахстан. Перед Великой Отечественной войной все население Чертова Моста было сосредоточено на р. Захатляш, в 1942-1943 гг.- до 8 дворов.

    С сер. 1920-х гг. и до войны в селе функционировала начальная школа. Восстановлена в 1953 г. Первым учителем стал Ушхо Махмуд Ахметович из аула Калеж. Обучение дети продолжали в средней школе аула Калеж (тогда 2-й Красноалександровский), там же жили в интернате. Судя по документам, в самом ауле школа (1-й ступени) была основана в 1906 г.

    В 1961 г. Лазаревский район, входивший до этого напрямую в Краснодарский край, был придан гор. Сочи. Последними покидали сел. Чертов Мост Лушковы и Еременко. Произошло это в 1962-1964 гг. Решением Краснодарского краевого исполкома от 6 июля 1967 г. сел. Чертов Мост было исключено из учетных данных административно-территориального деления Краснодарского края.скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.