• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » Изучение истории убыхов советскими учеными

    Изучение истории убыхов советскими учеными

    Категория: Адыги.RU / История
    Изучение истории убыхов советскими учеными
    В советское время об убыхах писали известные историки-кавказоведы А. Н. Генко, Л. И. Лавров, А. В. Фадеев, Г. А. Дзидзария и другие. Заслуживает внимания работа Л. И. Лаврова «Этнографический очерк убыхов», которая содержит в себе интересные данные по теме данного исследования. Давая характеристику одному из знаменитых представителей рода Берзек - Хаджи Герандуку, Л. И. Лавров называет его «военным вождем убыхов». Оценивая деятельность Хаджи Герандука и других представителей рода Берзек, автор дает яркое представление о той роли, которую сыграли убыхи и род Берзек в борьбе западных адыгов за свою независимость в годы Кавказской войны.

    Несомненно, большой вклад в изучение интересующей нас проблемы внес историк А. В. Фадеев. Свойственный тому времени марксистско-ленинский подход к изучению социально-экономического и культурно-политического развития убыхского общества отнюдь не умаляет ее значимости для нашего исследования. В 1935 г. профессор А. В. Фадеев опубликовал в журнале «Исторический сборник» работу с символическим названием «Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе». В то время это единственная в отечественной литературе работа, где вполне объективно освещены вопросы участия убыхов в Кавказской войне. Сетуя на недооценку роли убыхов в истории народов Кавказа, что можно было объяснить исключительной скудостью материалов, автор попытался определить роль убыхов в борьбе против колониальной экспансии России на Кавказе и охарактеризовать масштабы трагедии, постигшей этот поистине удивительный народ в результате насильственного выселения в пределы Османской империи. В ней достаточно подробно освещены некоторые аспекты освободительной борьбы убыхов во главе с военно-политическими лидерами в лице Хаджи Берзека и его племянника - Хаджи Герандука.

    В другой работе А. В. Фадеева - «Россия и Кавказ в первой трети

    XIX в.» - содержится богатый материал об отношениях между Убы-хией и Абхазией и стремлении убыхских предводителей Хаджи-Берзека и его племянника приобщить Абхазию к освободительной борьбе против России. Также в ней мы находим интересные сведения об агентурной деятельности английских и турецких эмиссаров на территории Северо-Западного Кавказа .

    Проблемами истории и этнографии убыхского народа занимались известные исследователи-кавказоведы Н. Г. Волкова, Е. П. Алексеева,3. В. Анчабадзе, Г. 3. Анчабадзе, Ю. Д. Анчабадзе и др.

    Убыхи привлекали внимание и зарубежных исследователей. Ж. Дюмезиль, Ю. Мессарош, Г. Фогт, А. Дирр, интересовавшиеся историей народов Кавказа, занимались изучением этногенеза и языковой принадлежности убыхов. Г. Фогт во второй половине

    XX в. составил словарь убыхского языка . Известный французский филолог Ж. Дюмезиль, организовавший в 30-60-х гг. XX в. несколько научных экспедиций в Турцию, провел значительную работу не только по исследованию языка, этнических особенностей и духовной культуры убыхов, но и собрал ценный материал о роде Берзек и участии убыхов в Кавказской войне.

    Значительное место в истории Кавказа убыхам уделяет известный ученый-кавказовед Ш. Д. Инал-Ипа. В своих научных работах «Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами» и «Садзы» ученый освещает страницы военной истории убыхов и политическую деятельность убыхских предводителей из рода Берзек в годы Кавказской войны. Однако автор критикует их действия, называя организаторов освободительной борьбы экстремистами.

    В своей работе «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия», изданной в Сухуми в 1982 г., Г.А. Дзидзария дает ценные сведения о территории расселения и численности убыхского народа, этнокультурных связях с соседями, в частности с шапсугами и Абхазией. В работе содержится подробное описание военных действий на Западном Кавказе и степень участия в них убыхов, дает представление о той роли, которую сыграли в национально-освободительном движении представители знатных убыхских родов - Берзек, Дишан и других. Некоторые особенности убыхского махаджирства, нашедшие отражение в данном исследовании, делают его особенно ценным для нашего исследования.

    Вопросы Кавказской войны и участия в ней убыхов в той или иной степени исследованы в работах Н. А. Смирнова, А. X. Касумова, В. В. Дегоева, Н. Бэрзэдж и др.

    «Черкесия - боль моя» - исторический очерк Т. В. Половинкиной, одна из работ, дающих представление о месте, занимаемом убыхами в большой семье кавказских народов и участии их в национально-освободительной борьбе горцев Кавказа в период Кавказской войны. Труд Т. В. Половинкиной носит компилятивный характер, что, однако, не умаляет ее ценности в деле обобщения социально-экономической, политической, военной и культурной истории убыхского народа. Работа содержит сведения не только по происхождению, территории расселения и отношениям убыхов с соседями, но и объективно освещен период в истории убыхов и других народов Кавказа, вошедший в историю под названием Кавказской войны. Автор раскрывает причины и характер Кавказской войны, основные этапы освободительного движения на Западном Кавказе. Т. В. Половинкина пытается выяснить степень распространения мюридизма среди населения Западного Кавказа и приходит к выводу, что данное религиозное течение если и получило распространение среди некоторых племен, то только как идеологическое обоснование освободительной борьбы. Что же касается убыхов, то с самого начала пропагандистской деятельности наибов Шамиля они довольно холодно относились не только к самим наибам, но и к их проповедям.

    Автор детально описывает ход военных действий на территории Черкесии и степень участия в них убыхов, а также характеризует роль убыхских военно-политических лидеров в организации освободительной борьбы. И последнее, но не по значимости, на что хотелось бы обратить внимание, - это массовое выселение адыгов, в том числе убыхов, и его трагические последствия для убыхского народа, который, по утверждению автора, подвергся геноциду, что тоже трудно было бы отрицать.

    Таким образом, работа Т. В. Половинкиной если не напрямую, то, во всяком случае, через призму общенациональной борьбы адыгского народа дает достаточно полное представление об основных аспектах борьбы убыхского народа за свою независимость в годы Кавказской войны. Особенно ярко освещены последствия колониальной политики царизма по отношению к народам Западного Кавказа, результатом которой стало массовое выселение и геноцид убыхского народа.

    Представляет интерес работа Рамазана Трахо, историка, адыга по происхождению, жившего за границей и попытавшегося изложить свою версию истории адыгов. В ней содержится краткий обзор военных действий убыхов совместно с другими адыгскими племенами в период после подписания Адрианопольского трактата вплоть до 1864 г. В работе уделено внимание переселенческому процессу и некоторым особенностям убыхского махаджирства.

    В. X. Кажаров пишет о попытках создания государства на территории Черкесии и активных действиях убыхских предводителей из родов Берзек и Дишан в этом направлении, а также о ходе военных столкновений на завершающем этапе Кавказской войны.

    Историк-этнолог А. С. Марзей раскрывает причины и мотивы военных походов, систему подготовки к воинской жизни, истоки, обоснование, а также характеризует все тонкости подготовки и организации военного похода, тактику и стратегию, осуществляет детальное описание убыхских военных походов. Мы считаем важным знание всех этих составных частей убыхского военного менталитета для понимания сути Кавказских войн XIX в., форм и степени участия в них убыхов. Ведь игнорирование тех или иных сторон исторического наследия этноса обедняет и искажает сам его феномен.

    В актуальном исследовании А. Ю. Чирг содержится материал об эволюции общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа, в том числе убыхов, раскрыты особенности общественно-политической организации «демократических» племен, к которым относились и убыхи. Автор характеризует общественно-политические преобразования в Западной Черкесии конца 40-х -начала 60-х гг. XIX в., направленные на создание государства на территории Северо-Западного Кавказа. Провал планов по созданию государственной системы и консолидации горцев Кавказа он видит в недостаточной сплоченности и отсутствии начал национального единства, а большей частью объясняет неудачи деятельностью иностранной агентуры.

    Работа А. В. Сивера содержит интересные сведения об убыхском этносе и его участии в Кавказской войне. Он подтверждает факт частичной политической консолидации горцев Кавказа: убыхской, шапсугской, натухайской и других этнических групп - в борьбе за сохранение Родины и свободы. Автор описывает последние усилия по организации законченной формы политической государственной системы управления для координации своих действий, направленных на противостояние колонизаторским устремлениям царской России.

    Монография М. М. Блиева «Россия и горцы Большого Кавказа» богата фактическим материалом, почерпнутым из архивных источников. В ней описывается общественный строй, социальная организация убыхов, убыхская модель наездничества. Детальное описание военных действий на Черноморском побережье и участия в них убыхов, а также материалы по убыхским персоналиям времен Кавказской войны позволяют считать данное исследование серьезным подспорьем в освещении страниц убыхской истории. Однако нельзя не отметить некоторую тенденциозность взглядов историка на многие факты. Причины русско-кавказского противостояния М. М. Блиев видит не в имперских устремлениях царского правительства, стремившегося включить Кавказ в сферу своего влияния, а в традиции адыгского, и в частности убыхского, наездничества, которое автор называет не иначе как «грабежом» и «хищничеством». Таким образом, действия горцев он квалифицирует как грабеж и разбой, а русских войск на Западном Кавказе - как оборонительные. В свете огромной работы, проведенной многими историками по исследованию всех аспектов Кавказской войны и вообще с учетом исторических реалий, нельзя согласиться с мнением автора. Именно жесткая колониальная политика России вызвала к жизни всплеск национально-освободительного движения убыхов и других горцев Кавказа за сохранение своей родины и свободы.

    Труд М. Х.-Б. Кишмахова «Род из священной долины убыхов» носит этнографический характер. Вместе с тем это одно из первых обобщений монографического плана, посвященное убыхам. Автор описывает территорию расселения и численность, хозяйственные занятия, ремесла, быт и культуру, обычаи и традиции. В работе мы находим данные о социальной, экономической, политической и общественной организации убыхов. Однако ценность ее для темы нашего исследования определяется тем, что в ней дана реконструкция портрета влиятельного в прошлом убыхского рода Берзек и деятельность представителей этого рода в годы Кавказской войны: переговоры с русским командованием, организация освободительной борьбы, попытки создания государства на территории Западной Черкесии и массовое выселение убыхов в Османскую империю.

    Среди изданий последних лет можно назвать монографии Я. И. Гордина. Историческая публицистика, в целом не затрагивающая убыхский массив, освещает вопросы взаимоотношений России и народов Кавказа и содержит обзор мнений, касающихся этих взаимоотношений.

    Большой вклад в разработку проблем истории народов Северо-Западного Кавказа, в том числе убыхов, внес С. X. Хотко. При рассмотрении проблемных аспектов российско-черкесского противостояния в годы Кавказской войны ценными являются его «Очерки истории черкесов» - фундаментальное исследование, охватывающее древнюю, среднюю и современную историю адыгов. Автор подробно исследует политическую историю Черкесии XIX в. и делает выводы, позволяющие восполнить пробел в современных знаниях по истории Кавказской войны.

    Также определенный интерес представляет исследование Б. С. Агрба и С. X. Хотко, посвященное выявлению и характеристике отличительных черт адыгского историко-культурного типа, к которому современное кавказоведение относит и убыхов.

    Историческая литература об убыхах недавно пополнилась работой «История убыхов», автором которой является горный инженер, геоморфолог, кандидат географических наук В. И. Ворошилов. Своей целью автор ставил создание подробного историко-этнографического очерка об убыхах, проживавших на территории современного Большого Сочи начиная с раннего Средневековья до второй половины XIX в. и оставивших глубокий след в истории народов Кавказа. Достоверность фактов, содержащихся в работе, обеспечивается использованием широкого спектра архивных материалов, а также документальных свидетельств того времени - фотографий и рисунков.

    Последним по времени вышел в свет историко-этнографиче-ский очерк М. А. Кумахова «Убыхи». Автор раскрыл, с одной стороны, этногенез убыхов, проследил основные этапы их древней истории и культуры, с другой - дал обстоятельную характеристику самобытного и оригинального языка убыхов. М. А. Кумахов является известным специалистом в области кавказского языкознания. Он проводил самостоятельные научные экспедиции в Турции и долгое время работал с последним носителем разговорной речи убыхов - Тевфиком Есенчем. Автор обобщил известные в кавказоведении источники, что позволило раскрыть основные этапы освободительной борьбы убыхов.

    При всем разнообразии исследований по истории Кавказских войн, в общем контексте которых мы находим лишь отрывочные упоминания об убыхах, вопрос об участии убыхов в освободительной борьбе и роли убыхских военно-политических лидеров в организации этой борьбы представляет большой интерес и остается недостаточно изученным.

    "Убыхи - ушедшие во имя свободы"
    М. Г. Хафизоваскачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.