• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Религиозные верования убыхов

    Категория: Адыги.RU / Религия
    Религиозные верования убыхов
    В основе религиозных представлений убыхов лежит политеизм с его языческими верованиями, включающими в себя культ животных, деревьев, небесных тел и природных явлений. Пантеон языческих богов и божеств, которым поклонялись убыхи, составляют собственно Уа (Уаба), что соответствует адыгскому верховному богу - Тхьэ, божество Уашхъуа - бог грома и молнии (скорее всего заимствованный из адыгской мифологии), Ахын - покровитель рогатого скота, Лъахатыт (букв, «лесной человек») - покровитель леса, Тлепш - бог кузнечного дела, Мэрем - покровительница пчеловодства (св. дева Мария) и множество других божеств, имевших в убыхском языческом пантеоне второстепенное значение. Ахына убыхи представляли в виде могучего скотовода с пастушеским посохом в руках. Он считался прародителем убыхов и являлся самым почитаемым божеством.

    Друидизм, имевший широкое распространение на территории Черкесии, в том числе и среди убыхов, предполагал наличие священных рощ, куда люди приходили поклоняться своим богам и молить их о милости. Одновременно священные рощи служили местом массовых праздников и сборным пунктом для народных собраний. «Может быть, именно друидизм является тем духовным стержнем, - пишет Б. С. Агрба, - который удерживал конфессиональную самобытность Черкесии...». В Убыхии существовало много священных рощ, носящих название покровителя Ахына. Хан Гирей подробно описал миф о покровителе Ахыне, содержащий интересные сведения не только о самом обряде так называемой Ахы-новой коровы, но и дающий яркое представление о топонимике, родовых фамилиях и обществах убыхов. Обряд Ахыновой коровы имеет интересную историю. Согласно преданию, адлерские джиге-ты напали на убыхов, живущих в окрестностях Ахыновой рощи, что в верховьях реки Шахе. Возвращаясь домой с добычей и пленными, джигеты на одном из привалов расположились на отдых. Предавшись веселью, они заставили своих пленниц плясать. Одна из женщин, будучи беременной, попросила оставить ее в покое, но в ответ услышала только насмешки. В сердцах она воскликнула: «О Ахын! Поневоле пляшу!». Предание гласит, что божество пришло ей на помощь и покарало джигетов. В страхе за свою жизнь один из них попросил Ахына пощадить его, за что обещал через каждые три года пригонять к священной роще корову на жертвоприношение. С тех пор это стало традиционным праздником шествия Ахыновой коровы. К этому празднику у убыхов было особо трепетное отношение. Путь Ахыновой коровы проходил через убыхские земли - общества Саше, Вардане, Дишан - и заканчивался в священной Ахыновой роще. К роще убыхи шли с открытыми головами, в красивых прозрачных одеждах и пригоняли черных коз, которых приносили в жертву вместе с Ахыновой коровой. Культ священных деревьев и рощ, вбиравший в себя множество оттенков (от признания в дереве особой души до чистого символизма), сохранялся до середины XIX в., лишь незначительно трансформируясь под влиянием христианства и мусульманства. Ян Потоцкий в конце XVIII в. относит убыхов к язычникам. Однако это абсолютно не исключало возможности проникновения на эту почву иных, религиозных воззрений.

    Христианство проникает в убыхскую среду в начале средневековья. Важную роль в этом отношении сыграла Византия. Из Византии христианство в начале IV в. проникает в Боспор, а затем и на территорию Северо-Западного Кавказа. Другой путь проникновения христианства лежит через Грузию. Не следует также забывать о тесных экономических, политических и культурных связях между Убыхией и Абхазией. Как известно, еще в середине VI в. посланник византийского императора абхазец Ефрат ввел в Абхазии христианские каноны. Соседство с христианской Абхазией оказывало влияние на религиозные представления убыхов. Язычество, имевшее в Убыхии глубокие корни, постепенно «разбавлялось» элементами христианства. Авторы начала XIX в. свидетельствуют о том, что христианские кресты можно было встретить почти в каждой священной роще. В. Г. Вейденбаум пишет: «Уже одна многочисленность священных рощ и почти полное отсутствие христианских храмов по черкесскому побережью доказывают, что почитание священных рощ предшествовало введению христианства, и что проповедь этого последнего или велась недостаточно энергично, или продолжалась очень недолго, успев только внушить населению уважение к кресту, воздвигнутому среди рощ и лесов, на местах языческих алтарей. Но затем население, предоставленное самому себе, продолжало жить по-прежнему со своими старыми верованиями и даже самому символу христианства придало значение алтаря языческих божеств». В то время он и получил отказные письма.
    Не меняя состава языческого пантеона, убыхи приспосабливались к новой вере путем перенесения имен христианских святых на свои божества (например, дева Мария преобразовалась в языческую богиню пчеловодства и плодородия Мэрем). И. Ф. Бларамберг подтверждает наличие у убыхов элементов христианства по греческому обряду и перечисляет христианские обычаи, бытующие у убыхов: праздники в честь Пресвятой Девы, деревянный крест на повозке в знак неприкосновенности, моление перед дощечкой и др. К. Ф. Сталь, признавая факт наличия элементов христианства в религиозных верованиях убыхов, считал, что «христианство явилось в горах только как новый обряд; оно действовало богослужением на чувства и воображение горцев, не перерабатывая проповедями, не касаясь их нравственных понятий». Источник, датируемый 30-ми гг. XIX в., свидетельствует: «Большинство праздников или уходят своими корнями в дохристианские времена и являются поэтому обрядами языческого происхождения; или же они оказались введенными лишь с началом проникновения христианской религии; или же видоизменились на христианский лад в процессе смешения религиозных верований...». Ярким проявлением синкретизма религиозных воззрений в Черкесии является свидетельство Т. Лапинского о том, что он видел у адыгов основной символ христианства - крест - вышитым на намазлыке (коврике), на котором мусульмане читают молитву.

    Что касается мусульманства, то оно не пустило глубоких корней у убыхов. Все известные источники подтверждают, что ислам начал распространяться на территории Черкесии и Убыхии с относительно недавнего времени и не получил популярности среди убыхов. «На юге страны адыгов, - пишет Т. Лапинский, - в Убыхии магометанство также не очень распространилось». С этих позиций вполне объяснимо отношение убыхов к личности Мухаммед-Амина и его деятельности на территории Убыхии. Добившись значительной популярности среди абадзехов, части шапсугов и натухайцев, наиб не смог заручиться поддержкой убыхов. Прибыв в Убыхию в 1850 г., он столкнулся с жестким сопротивлением со стороны убыхов. Лишь небольшая часть их поддержала наиба. При этом убыхи отказались от шариатского судопроизводства, сохранили свой традиционный посреднический суд. Мухаммед-Амину удалось возвести на территории Убыхии только одно мехкеме. Окончательно утвердить свое влияние среди убыхов наибу Шамиля не удалось. Как только он оставлял мехкеме, убыхи разрушали мечети, общественные строения и восстанавливали свой, привычный порядок вещей. Как свидетельствует источник конца 40-х гг. XIX в., среди убыхов священные рощи «продолжают оставаться объектами куда более реального и искреннего почитания, нежели мечети, а проводившиеся там празднества собирают куда более больше народу, чем намаз». Н. Карл-гоф писал по этому поводу: «Черкесы и убыхи считаются мусульманами, но настоящие мусульмане составляют незначительную часть народонаселения; это преимущественно люди, находящиеся в сношениях с турками по торговым делам и семейным связям; в большей же части народа, особенно в низших слоях, религиозные верования состоят из смеси остатков христианства и язычества». Таким образом, религиозные верования убыхов включали в себя различные элементы - языческие, христианские и мусульманские.

    Убыхия в исследуемый период представляла собой сложный этнокультурный механизм, составляющими которого являлись достигшая высокого уровня система жизнеобеспечения, устойчивые социополитические и социокультурные традиции, позволяющие говорить о культурно-цивилизационной самобытности традиционного убыхского общества.

    "Убыхи - ушедшие во имя свободы"
    М. Г. Хафизоваскачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.