• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » ПРИЧЕРНОМОРСКИЕШАПСУГИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

    ПРИЧЕРНОМОРСКИЕШАПСУГИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

    Категория: Адыги.RU / История
    ПРИЧЕРНОМОРСКИЕШАПСУГИ:  ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
    Причерноморские шапсуги за годы советской власти лишь дважды стали объектом изучения этнографов: в 1930-е годы, когда к ним приезжали Л.И.Лавров и студенты МГУ во главе с С.А.Токаревым1, и в 1960 г., когда религиозные пережитки шапсугов исследовала Я.С.Смирнова2. В 1990-е годы шапсугам повезло больше: их жизнь, традиции и культуру начали изучать этнографы из Петербурга и Краснодара3. Тем не менее правовые традиции причерноморских шапсугов до сих пор ни разу не стали предметом исследования. Однако, как известно, адыгские народы в ходе своего исторического развития выработали правовые нормы, которые способствовали урегулированию конфликтных ситуаций, возникавших в их обществах. Советское право во многом разрушило данные нормы. В предлагаемой статьей, написанной на основе собранных в ходе этнографической экспедиции новых материалов, рассмотрим современное правовое поле, сложившее в 1990-е годы в обществе причерноморских шапсугов.

    Прежде всего отметим, что в целом у причерноморских шапсугов этническая культура, вообще, и общинно-правовые традиции, в частности, сохранились в достаточно ограниченной степени. Как мне представляется, культура причерноморских шапсугов в большей степени, чем культура остальных адыгских групп, например, кабардинцев, подверглась трансформации, прежде всего в силу близости черноморского побережья и влияния курортной экономики и курортной культуры.

    В настоящее время можно говорить о сохранении и даже частичном возрождении в последние годы в современном шапсугском обществе отдельных элементов общинного самоуправления. Так, у них функционируют сельские сходы, сельские комитеты, советы старейшин. Все эти формы общинного самоуправления, уходящие своими корнями в далекую историю, поддерживаются, а подчас и управляются сельской администрацией.

    Во многих селениях общественная шапсугская организация Адыгэ Хасэ, располагающаяся в п.Лазаревском г.Сочи, образовала свои ячейки, называемые Чилэ Хасэ (по-шапсугски хъач1эщ). Наиболее активными ее членами стали молодые сельчане. Их деятельность включает в себя: *обсуждение ряда сельских вопросов, в том числе и спорных, *пропаганда газеты "Шапсугия". Так, молодежь ходит по дворам и уговаривают сельчан подписываться на газету. Или другой пример. Члены организации в сел.Тгахапш принимали участие в урегулировании возникшего конфликта, когда администрация г.Сочи при попустительстве сельских властей приняла решение о передаче некоей фирме 6 гектаров сельской земли4.

    Сельские комитеты также занимаются общественными делами: уборкой сельского кладбища, проведением субботников по санитарной чистке селения, урегулированием мелких конфликтов, а также вопросов, связанных с арендой сельских земель, в частности, для весенней пастьбы скота. Возраст членов сельских комитетов молодой. Так, членами сельского комитета в сел.Тхагапш в количестве 7 чел. являются мужчины от 30 до 45 лет5.

    Советы старейшин, куда входят уважаемые сельчане в возрасте от 60 до 70 лет, занимаются урегулированием ряда вопросов, (например, проведением телефонной линии в селение), сельских конфликтов, в том числе и серьезных, когда требуются переговоры с судебной районной или краевой властью .

    Сохраняются отдельные нормы общественного и семейного быта, например, институт почитания старших. У шапсугов сохраняется понятие нахыж, т.е. старший, которое применяется как к старшему по возрасту, так и к социально старшему человеку. За столом почетное место занимает биологически старший шапсуг, а на общественном мероприятии - старший по способностям. В сельский совет старейшин выбирают мужчин из средней и старшей возрастной групп, обладающих умом и знанием адыгэ хабзэ. Даже за столом тамадой могут выбрать человека, обладающего красноречием, умением произносить тосты, но не самого старшего по возрасту, хотя он все же делает вид, что выполняет поручение старшего по возрасту7. Сохраняется и почитание пожилых женщин, которые отличались особыми качествами, умом, порядочностью, честностью. Например, в фамилии Хахо из сел.Калеж, которая насчитает более 60 человек, самой авторитетной считается тетя Фатима, жена старшего по возрасту мужчины (умершего). Ей 80 лет. К ней ходят советоваться по семейным вопросам, по устройству свадеб, поминок8.

    Как и у других народов Северного Кавказа у причерноморских шапсугов в настоящее время появилось стремление к объединению родственников. С одной стороны, они проводят съезды родов, приглашая на встречу шапсугов Причерноморья, (например, недавно прошел съезд рода Шхалаховых - Схаляхо), с другой стороны, они участвуют в тех собраниях родственников, которые проводятся в Адыгее (например, недавно был съезд рода Хагуровых, на который приехали представители родов из Иордании,

    Турции, Сирии и США, а также Причерноморья)9.

    * * *

    Прежде чем мы перейдем к описанию типичных конфликтов в современном обществе причерноморских шапсугов, отметим, что нынешнее экономическое положение шапсугских селений значительно ухудшилось. В советские годы все шапсугские селения объединялись в одном совхозе. В 1990-е годы совхоз был ликвидирован. В настоящее время на его землях, во-первых, работает АО "Шапсугский чай", во-вторых, выращивается фундук. Сельчане берут земли в аренду для выращивания фундука. В подсобных хозяйствах шапсуги держат коз. В тех шапсугских селениях, вокруг которых есть пастбища, пригодные для выпаса скота, например, сел.Хаджико, держат овец. Традиционной является охота на медведей. В основном в шапсугских селениях проживают пенсионеры, а дети и взрослые внуки либо ездят из своих селениях работать в различные учреждения на Черноморское побережье, либо живут и работают там. Как правило, это п.Лазаревское, г.Туапсе. В Сочи уезжают редко, так как в этом городе шапсугам труднее устроиться на работу. Другой источник доходов сельчан - создание стихийных рынков около объектов туризма, куда привозят на экскурсии отдыхающих с побережья. Такие рынки возникли около сел.Б.Кичмай, Тхагапш10.

    В современных шапсугских селениях часто случаются кражи, в первую очередь, фундука, кур или коз. В настоящее время кражи стали совершаться у своих же сельчан, что, безусловно, является отражением тяжелого экономического положения.

    Согласно шапсугским правовым традициям, если в селении произошло воровство и вор известен, то обычно проводится собрание, на котором присутствуют стороны виновного и потерпевшего. Сельчане сначала позорят вора, а затем принимают решение о "взятии вора на поруки". Иногда сам потерпевший говорит вору: "верни украденное, а то я буду судиться с тобой". Если тот возвращал, то не бывает ни сельского собрания с осуждением виновного, ни судебного разбирательства11. Надо сказать, что сельская общественность до сих пор играет некоторую роль в ограничении воровства. Так, как по сообщению моих информаторов, в сел. Б.Кичмай в начале 1990-х годов начались кражи бензина, магнитофонов из домов, которые по-прежнему не закрываются.

    Сельчане провели расследование и выяснили, что крадут жители с черноморского побережья. Сельчане быстро навели порядок и кражи прекратились12.

    Случаются в шапсугских селениях драки. В этих случаях, то сельчане пытались примирить участников ссоры без привлечения правоохранительных органов13. Если же все же виновный в драке, ранении или краже уже оказался в следственных органах, то сельчане обращаются туда с просьбой отпустить виновного на поруки.

    В современном шапсугском обществе нередки случаи причинения неумышленных ранений или убийств, особенно во время охоты. Опишем некоторые из них. Один случай произошел 10 лет назад в сел.М.Кичмай. Друзья, русский и шапсуг, знали одно место в горах, куда заходит медведь. Оба пошли на охоту, не сговариваясь, раздельно. Русский пришел первым, залег, и стал караулить медведя. Когда он услышал шорох, то решил, что это медведь и выстрелил в темноту. Оказалось, что на это место пришел его друг, шапсуг, которого он случайно убил. Или другой случай, происшедший в 1980-е годы. На строительстве крановщик неумышленно краном убил бригадира. Оба - потерпевший и виновный - шапсуги.

    Обычно при подобных происшествиях происходит примирение - зэгэщуж14. Старшие родственники семьи виновного и потерпевшего идут к родителям потерпевшего. Количество членов делегации неважно, но как правило - по 2-3 уважаемых пожилых человека с каждой стороны. Иногда родственники виновного обращаются к уважаемым (не самым старшим по возрасту) сельчанам стать посредниками. Посредники пытаются уговорить родственников потерпевшего или его самого (если он не убит, а только ранен) примириться и не подавать заявление в правоохранительные органы. Сельчане, совет старейшин, главы администрации населенных пунктов также склоняют их к примирению. Если стороны согласились, родственники виновного устраивают угощение, на которое приглашают родственников с обеих сторон.

    При неумышленных убийствах виновного иногда судят, иногда нет. Милиция вмешивается только в том случае, если происходит убийство15. Виновные в подобных происшествиях обычно присутствуют на похоронах потерпевшего.

    Вернемся к случаю, когда русский нечаянно убил шапсуга - друга, приняв его за медведя. После случившегося виновный в убийстве очень переживал, на коленях просил прощения у родственников потерпевшего. Влиятельные люди ( шапсуги - родственники потерпевшего), мужчины ходили в дом потерпевшего, выражали соболезнование, приносили свои извинения. Вскоре дело было улажено16.

    Важно подчеркнуть, что при урегулировании подобных ситуаций, как правило, денежные компенсанции не выплачиваются. Это особенность шапсугского общества. Причем, как рассказывали старики, в начале ХХ в. и в 1920-е годы выплата компенсаций, как правило, скотом, при подобных примирениях имела место17. Другая распространенная среди других адыгских групп форма урегулирования конфликтов, а именно - выселение виновного и его семьи за пределы селения, у причерноморских шапсугов не практикуется18.

    Опишем еще один случай. В п.Лазаревском произошла авария: русский насмерть сбил шапсуга-милиционера. Жена потерпевшего (работала судьей в Лазаревском народном суде) и остальные его родственники отказались мириться и потребовали рассмотрения дела в суде. Несколько раз посредники приходили к ним мириться. Для переговоров привлекли знакомых и друзей потерпевшего. Предлагали материальную помощь. Говорили так: "Убитого не в1е9рнешь, сколько ни суди". В конце концов уговорили и дело окончилось примирением .

    Иногда примирение затруднительно. Так, в 2000 г. два шапсуга пошли на охоту,

    один случайно ранил другого в ногу. Потерпевшему пришлось ампутировать ногу. Вии с» и т-\ с»

    новный и потерпевший были из соседних селений. Виновный после случившегося вел себя вызывающе и отказывался помогать потерпевшему. Сельчане осудили виновного за отказ предоставить потерпевшему помощь. Семья потерпевшего подала заявление в народный суд. Было долгое разбирательство в суде. Члены шапсугской организации Адыгэ Хасэ пытались вести примирительные переговоры между семьями потерпевшего и виновного. Одна из таких встреч проходила в селении, где проживал потерпевший. На нее собрались члены советов старейшин из двух селений: от потерпевшей семьи 4 чел., от виновной - 2 чел. К сожалению, на встречу пришли не самые авторитетные. Члены организации Адыгэ Хасэ просили прийти самых авторитетных сельчан, но те отказались, так как никто не хотел защищать виновного. На встрече было предложено не отдавать дело в народный суд, а возместить потерпевшему материальные затраты. Потерпевший был готов примириться, но потребовал большой размер компенсации. Виновный отказался платить. Дело рассмотрел народный суд. Виновного приговорили к трем годам лишения свободы, но через три месяца по амнистии освободили. Он вернулся обратно в свое родное селение. Между виновным и потерпевшим и их родственниками установились враждебные отношения: они до сих пор не здороваются, стараются не видеться и не общаться20.

    При совершении умышленного убийства, а таковые тоже случаются в шапсуг-ском обществе (например, в сел.М.Кичмай внук вместе с друзьями убил свою бабушку), ситуация совершенно иная. Сельчане не только не улаживают подобные конфликты, но подчас сами выдают виновного правоохранительным органам. Обычно виновные в подобных преступлениях даже не пытаются обращаться за помощью в совету старейшин или членам организации Адыгэ Хасэ. Недавно произошел подобный случай, когда шапсуг, уже ранее судимый, совершил убийство 22-летнего парня. Когда сельчане обнаружили место, в котором преступник укрывался, то выдали его правоохранительным органам21. Виновных в умышленных убийствах на похороны потерпевших не пускают, но их родственникам разрешают присутствовать22.

    При урегулировании сложных ситуаций сохраняются элементы родственной и соседской взаимопомощи. В 1960-е годы в сел.Тхагапш был случай, когда у сельчанина обнаружилась огромная недостача в магазине, в котором он работал продавцом. Родственники, близкие, все сельчане собирали ему деньги с тем, чтобы освободить от тюрьмы23. Был такой случай и недавно. Подросток взял у друга машину марки "мерседес" и попал в серьезную аварию, полностью разбив авто. Его бабушка (подросток - сирота), проживающая в сел.Тгахапш, обратилась к соседям, сельчанам и родственникам с просьбой помочь ей собрать деньги за машину. Помогли не только все сельчане, но даже родственники из Адыгеи и с Кубани24.

    Изнасилования не являются типичным преступлением для причерноморских шапсугов, что связано с территориальной близостью шапсугских селений к курортным населенным пунктам Причерноморья25.

    Отметим, что в шапсугском обществе появляются новые виды преступлений, например, рекет. Жители шапсугских горных селений, в частности, сел.Б.Кичмай, осуществляют его в населенных пунктах черноморского побережья. Важно, что в своем селении они ведут себя тихо и уважительно26. Новыми для шапсугского общества стали и земельные конфликты, в основе которых лежат разные причины. Во-первых, появились конфликты из-за распавшегося совхоза, который в советские годы объединял все шапсугские селения Лазаревского р-на г.Сочи (6 селений). Совхоз был образован в 1975 г. на базе существовавших ранее разрозненных колхозов, а в 1990-е годы был ликвидирован. Администрация г.Сочи стремится забрать совхозные земли шапсугских селений на основании закона об использовании земель: если земля не используется в течение 5 лет, то она может быть передана другому владельцу. Руководство г.Сочи не стремится возродить совхозное дело в шапсугских селениях. Через городскую администрацию происходит раздача совхозных земель либо под индивидуальное жилищное строительство, либо для создания различных акционерных обществ, либо в аренду для выпаса индивидуального скота и т.д.27.

    Во-вторых, есть земельные конфликты, в основе которых лежат политические причины. В 1930-е годы треть шапсугов была репрессирована и выселена в Среднюю Азию. После войны многие вернулись и поселились на других землях. В целом, самих репрессированных шапсугов осталось мало, в основном живут их дети, которые не высказывают каких-либо претензий по этому поводу. Тем не менее в 1990-е годы некоторые из бывших репрессированных, имевшие ранее большие участки земли, вспомнили об этом и требуют возвращения земель. Такая ситуация возникла в сел.Тхагапш, где один сельчанин Т. враждует с другим, который в настоящее время живет в доме, располагающемся на участке, принадлежащем Т. Он требует возвратить ему его земельный участок28. В сел. Б. Кичмай также был случай, связанный с землей бывшего репрессированного. Так, житель этого селения после того, как вернулся на Родину из Средней Азии, поселился не в родном селении (Б.Кичмай), а другом, в сел.Агуй-Шапсуг. Теперь же он попросил вернуть ему его дом, который сохранился до сих пор, и земельный участок, на котором стоит этот дом, в сел. Б. Кичмай. В советские годы в нем располагался детский сад, в настоящее время дом пустует. В селении был проведен сход жителей, было принято решение о возврате дома и земельного участка бывшему сельчанину. Тем не менее администрация г.Сочи отказала в этой просьбе шапсуга29.

    Анализируя в целом взаимоотношения между общинными структурами и руководством края и районов, в том числе и корпуса юридических работников, отметим, что обычно работники Прокуратуры Краснодарского края, куда входят Лазаревский и Туапсинский р-ны, и судьи краевого и районных народных судов, как правило, русские, плохо знакомы с шапсугским правовыми традициями. Тем не менее и шапсугская организация Адыгэ Хасэ, и сельские советы старейшин иногда обращаются к ним для принятия решений с учетом правовой культуры шапсугов. Иногда это удается. Так, был случай, когда пьяный милиционер, русский, из пистолета прострелил ноги 4-м молодым шапсугам. РОВД сфабриковало дело, свалив всю вину на ребят, на их плохое поведение. В судебный процесс вмешалось шапсугская организация Адыгэ Хасэ. На суде присутствовали общественные защитники от тех селений, в которых проживают подсудимые. В результате суд принял оправдательный приговор и шапсугов отпустили на свободу30.

    Вышеописанные правовые нормы причерноморских шапсугов - это пережитки существовавшего в прошлые века во всех адыгских обществах обычного права. Что же касается ислама и правовых норм шариата, то в шапсугском обществе практически отсутствует и первое, и второе. В целом, религиозная жизнь причерноморских шапсугов

    и /-Ч и

    крайне скудна. С одной стороны, частично сохраняются языческие верования, главным образом в обряде "вызывания дождя"31, а с другой, стал постепенно развиваться ислам, свойственный шапсугам в прошлые времена и ослабевший в значительной степени за годы советской власти.

    Исламизация причерноморских шапсугов проходит крайне медленно. Во-первых, практически во всех шапсугских селениях не сохранились мечети, ликвидированные в 1920-30-е годы. К настоящему времени восстановлены мечети лишь в сел. Тхагапш и г.Туапсе. Планируется в ближайшее время восстановить мечеть в сел.Б.Псеушхо. Регулярные службы проводятся лишь в туапсинской мечети, где есть постоянный мулла Азим. В мечети сел.Тхагапш духовного лица или как называют шапсуги эфендэ нет32. Отсутствие духовных лиц - это одна из острых проблема в процессе исламизации шапсугов. Хотя шапсугскую молодежь не раз приглашали бесплатно учиться в исламских институтах ближневосточных стран, тем не менее почти все отказываются. Лишь несколько человек (из сел. Б.Кичмай и Псеушхо) поехали учиться. В одном из шапсугских селений функционирует мусульманская школа, где желающих обучают чтению Корана. В основном знания об исламе передаются нескольких через пожилых шапсугов, которые до сих пор соблюдают многие мусульманские обряды. Обычно в каждом селении есть по два-три таких старика или старух. Многие шапсуги имеют Коран ( на русском или адыгейском языках)33.

    Шапсуги не соблюдают каких-либо исламских праздников. В последние годы начали праздновать Курман-Байрам. Благодаря спонсорам в сел.Тхагапш был зарезан бык, разделен на 50 кусков по числу дворов в селении и всем роздан34.

    Едва ли не единственным обрядом, который соблюдают шапсуги, является похоронный, который исполняется почти во всех селениях, за исключением, сел. Агуй-Шапсуг, где похороны совершаются по языческому обычаю и где могила делается в виде треугольной пирамиды и ставится камень35. По мусульманскому обряду в шап-сугских селениях хоронят и проживающих русских сельчан. Так, недавно хоронили русскую женщину, родом из Кемерово, она была замужем за местным шапсугом. Был случай в сел.Б.Кичмай, когда русскую женщину похоронили по-православному обряду. На сельском кладбище ей поставили крест, однако аульчане по^р ебовали, чтобы родственники покойной его сняли. Они были вынуждены это сделать .

    Обычно похоронный обряд совершают либо сельчане старшего поколения, знающие молитвы, необходимые для похорон, либо молодежь, получившая какое-либо исламское образование37. Тело покойного обмывают (мужчина - мужчину, женщина -женщину), без гроба, в белом саване хоронят покойника на следующий день, либо через день, что бывает обычно зимой, когда ждут приезда дальних родственников. Когда покойника несут на кладбище, его накрывают буркой, а покойницу - покрывалом. Если у покойного или его родственников нет своей бурки, то берут ее у заведующего кладбищем на прокат. Могилу мужчине роют глубже (до пояса), женщине - по грудь. В некоторых селениях, как и ранее, стараются всю землю вернуть в могилу, а в некоторых не придерживаются этого обычая. После похорон женщины ходят на могилу в течение 3-х дней. Ребята жгут костры на могиле. Поминки делают на 9-й, 40-й день и в 1-й год. (два последних появились после войны). Раньше на поминках была только национальная еда ( чипсы, гомель из кукурузной муки, паста, личибж), а теперь готовится любая пища: куриный соус, мясо быка или коровы, мамалыга, гелям (пирожки), сладости. В первые послевоенные годы на поминках только варили мясо, бузу (традиционный напиток) и вареники, а сейчас на столах много сладостей и фруктов. Раньше до 1970-х годов шапсуги пользовались традиционными столиками на трех ножках. Обычно эти столики собирали со всего аула, так как у каждого двора было по 1-2 столика. За эти столики сажали почитаемых и старших мужчин. Дети сидели отдельно. Ранее, до 1970-х годов поминки делали только один раз, без сроков, когда готова семья ("по готовности"). Через 3-4 дня совершаются малые поминки, во время которых осуществляется "раздача вещей" или "вынос одежды" (щыгъын ухыж). Одежду покойного сжигать нельзя: ее следует либо раздать, либо закопать38. Появились каменные памятники.

    Исламизацией шапсугов занимается, во-первых, шапсугская организация Адыгэ Хасэ, в котором имеется комитет по делам религии, во-вторых, общество "Азан", починяемое Духовному Управлению Мусульман Центрально-Европейского региона РФ, а также мусульманская община г.Сочи ( в этом городе пока нет мечети). Тем не менее складывается впечатление, что всерьез исламизация не является целью этих обществ. Общество "Азан" в декабре 1997 г. в сел.Цыпка общество проводило собрание мусульман Туапсинского и Лазаревского р-на и всего черноморского побережья Кавказа, на котором обсуждались вопросы о проведении свадеб и похорон по мусульманским традициям и о проведении обряда наречения младенцев в соответствии с мусульманскими традициями39. Фрагментарное влияние на религиозную жизнь шапсугов оказывают проезжающие с Северного Кавказа в Турцию (через г.Сочи) духовные лица, которые иногда заезжают в шапсугские селения и даже проводили службы в мечети сел. Тха-гапш40. Как представляется, основным проводником знаний об исламе стала газета "Шапсугия", которая уделяет значительное внимание исламской тематике: об исламских традициях до установления советской власти, о правилах проведения молитв и намаза .
    Литература

    1 Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы шапсугской экспедиции 1939 г. Под ред.С.А.Токарева и Е.М.Шиллинга. М., 1940; Лавров Л.И. Из поездки в Черноморскую Шапсугию летом 1930 г. // Советская этнография, 1936, N 4-5.

    2 Смирнова Я. С. О некоторых религиозных пережитках у причерноморских адыгейцев // Советская этногарфия, 1963, N6.

    3 Дмитриев В. Д. О самопределении причерноморских адыгов (шапсугов) // Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности. Спб., 1993; Сивер А.В. Этническая идентификация черноморских адыгов-шапсугов ^VIII - ХХ вв.). Автореф. на соиск. ученой степ.канд.ист.н. Нальчик, 2001, его же. Шапсуги и проблема восстановления Шапсугского национального района //Бюллетень Центра содействия развитию и правам расмовых, этнических и лингвистических меньшинств. Краснодар, 1999, N1; Коробова Н. Адыги-шапсуги: гендер, религия, образование// там же.

    4 Полевые этнографические материалы автора, Лазаревский р-н г.Сочи, 2001, Тетр.1. Оп.2 Д.4; Шапсугия, 1998, N 26.

    5 Тетр.1. Оп.2 Д.1.

    6 Шапсугия, 1994, N 23; Тетр.1. Оп.2 Д.3, 4, 7.

    7 Тетр.1. Оп.2 Д.4,7.

    8 Тетр.1. Оп.2 Д.4,7.

    9 Шапсугия, 1993, N 8.

    10 Тетр.1. Оп.2 Д.7-9, 12, 14.

    11 Тетр.1. Оп.2 Д.1,8,9.

    12 Тетр.1. Оп.2 Д.11.

    13 Тетр.1. Оп.2 Д.4.

    14 Тетр.1. Оп.2 Д.10.

    15 Тетр.1. Оп.2 Д.4, 8-9.

    16 Тетр.1. Оп.2 Д.4.

    17 Тетр.1. Оп.2 Д.1.

    18 Тетр.1. Оп.2 Д.1.

    19 Тетр.1. Оп.2 Д.4.

    20 Тетр.1. Оп.2 Д.3.

    21 Тетр.1. Оп.2 Д.1,3, 11; Шапсугия, 1996, N 3.

    22 Тетр.1. Оп.2 Д.1,3, 11; Шапсугия, 1996, N 3.

    23 Тетр.1. Оп.2 Д.4.

    24 Тетр.1. Оп.2 Д.4.

    25 Тетр.1. Оп.2 Д.1, 10.

    26 Тетр.1. Оп.2 Д.12.

    27 Шапсугия, 1994, N 10; Тетр.1. Оп.2 Д.1.

    28 Тетр.1. Оп.2 Д.4.




    Бабич И.Л.
    г.Москваскачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.