• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » ДОКЛАД председателя Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугоп М. Х. Чачух на IV съезде адыгов-шапсугов

    ДОКЛАД председателя Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугоп М. Х. Чачух на IV съезде адыгов-шапсугов

    Категория: Адыги.RU / Документы
    "О ходе реализации Программы национального развития шапсугской этнической общности и

    очередных задачах Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов".

    Уважаемые делегаты и гости IV съезда адыгов-шапсугов!

    28 мая 1994 года в пос. Шхафит Лазаревского района г. Сочи состоялся III съезд шапсугского народа, который на основе объединения общественной организации "Адыгэ Хасэ" и конгресса шапсугского народа создал единый орган общественного самоуправления шапсугского народа — съезд, 150 делегатов которого со сроком полномочий в 2 года представили 24 аула и населенных пункта Лазаревского и Туапсинского районов, а также города Сочи, Туапсе и Майкоп, где проживают адыги-шапсуги. Исходя из опыта многолетней работы общества "Адыгэ Хасэ" и активистов народного движения, съезд сформулировал основные, приоритетные направления работы в виде Программы национального развития шапсугской этнической общности и, следуя историческим традициям адыгов, избрал Хасэ в составе 35 человек, который в силу своей легитимности, структуры возложенных на него задач получил статус общественного парламента причерноморских шапсугов.

    Время однозначно доказало правильность и мудрость принятых тогда решений, которые позволят сохранить единство национального движения, охватить в комплексе и систематизировать национальные проблемы шапсугов и компетентно довести их до всех уровней государственной власти Российской Федерации.

    Вместе с тем работа Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов за отчетный период требует глубокого анализа и объективной оценки с целью устранения имеющихся многочисленных недостатков, укрепления организационной структуры, повышения авторитета и статуса выборных органов как необходимых условий повышения эффективности и результативности работы Адыгэ Хасэ. Эти задачи и стоят перед настоящим съездом.

    Деятельность Адыгэ Хасэ (общественного парламента) по претворению в жизнь решений III съезда и реализации Программы национального развития шапсугской этнической общности была организована согласно Конституции Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству, Уставу Адыгэ Хасэ, а также принятых на первой же сессии общественного парламента временных положений о Хасэ, о Совете Старейшин, о комитетах Хасэ, о принципах и нормах поведения делегата съезда и члена Хасэ, которые стали основополагающими документами, регламентирующими порядок и механизм ответственности и подотчетности съезду всех структур и должностных лиц, получивших мандат народа.

    Программа национального развития шапсугской этнической общности, над реализацией которой работал избранный на съезде общественный парламент, состоит из 8 разделов, представляющих собой основные направления деятельности Адыгэ Хасэ. Считаю необходимым напомнить их. Это:

    1. Работа с законодательными органами власти с целью создания правовой базы гарантий этнического выживания и национального развития шапсугской этнической общности.

    2. Создание национальной автономии, способной стать государственным механизмом реализации естественных прав шапсугского народа и обеспечения условий сохранения и развития шапсугской этнической общности на своей исторической Родине, на основе объективного подхода к реальностям сегодняшнего дня, исходя из законодательства Российской Федерации.

    3. Создание условий для изучения родного языка, литературы, истории.

    4. Государственное и общественное обеспечение развития национальной культуры.

    5. Социально-экономическое развитие мест компактного проживания адыгов-шапсугов, реализация конституционных прав шапсугского народа на защиту исконной среды обитания и жизненного пространства для сохранения этнической самобытности и традиционного образа жизни.

    6. Восстановление и защита исторической правды о шапсугском народе, возврат топонимических названий населенных пунктов и географических местностей, измененных в период Кавказской войны и в советское время.

    7. Сохранение и развитие адыгагэ, нравственное и духовное воспитание молодежи на лучших традициях адыгского этикета.

    8. Защита прав и законных интересов каждого шапсуга.

    Эти лаконичные, но емкие пункты отражают диапазон проблем, степень ответственности и значимость миссии шапсугского Адыгэ Хасэ. В каждом из этих направлений Хасэ (общественным парламентом) проделана немалая работа.

    Источником правовой базы гарантий этнического выживания адыгов-шапсугов являются:

    — Конституция Российской Федерации;

    — Закон РФ "О правовом статусе коренных малочисленных народов";

    — Закон РФ "О реабилитации репрессированных народов";

    — Закон РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации";

    — Закон РФ "О национально-культурной автономии";

    — Государственный Устав Краснодарского края;

    — Уставы городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов;

    — Закон Краснодарского края "Об особом режиме землепользования в Краснодарском крае";

    — Положения о выборах представительных органов местного самоуправления;

    — Положение о регистрации лиц, прибывающих в Краснодарский край на постоянное жительство.

    Президиум Адыгэ Хасэ (общественного парламента) согласно решению III съезда адыгов-шапсугов принял самое активное участие в разработке федерального закона "О правовом статусе коренных малочисленных народов", в котором нашло отражение большинство наших поправок. Однако при принятии Государственной Думой РФ окончательного варианта этого закона были предприняты попытки исключения шапсугов из списка коренных малочисленных народов России. В сентябре 1995 г. по этому поводу был созван Чрезвычайный съезд шапсугского народа, который обратился к Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации с требованием не допустить столь абсурдного и дискриминационного решения. Согласно последним сведениям этот закон не подписан президентом, поправки которого включают в себя предложение опустить в законе перечень малочисленных народов вообще. Но Государственная Дума нынешнего созыва к данному закону еще не возвращалась. Учитывая исключительное значение этого закона, считаю необходимым сделать поручение новому составу общественного парламента продолжить работу над ним.

    С сожалением приходится констатировать также, что наши очевидные поправки, касающиеся естественных и конституционных прав адыгов-шапсугов, не нашло отражение в принятых Уставах Краснодарского края, городов Сочи, Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов. У депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края не хватило мужества и зрелости внести в государственный Устав Краснодарского края пункт о том, что в Краснодарском крае права коренного и малочисленного шапсугского народа гарантируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством. Очевидно, для того, чтобы не утруждать себя этими правами при принятии других законодательных актов, таких как "Особый режим землепользования в Краснодарском крае", Положение о порядке регистрации лиц, пребывающих в Краснодарский край на постоянное место жительства, Положение о выборах представительных органов местного самоуправления и других. Остались неразделенными и наши предложения и обращения в Государственную Думу Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Краснодарского края о введении квотированного представительства адыгов-шапсугов в выборных органах местного самоуправления.

    Положение о порядке регистрации лиц, прибывающих на постоянное жительство в Краснодарский край не стало препятствием на пути злоупотреблений, о которых говорится в недавнем постановлении главы администрации Краснодарского края. Зато единственный прописавшийся в Сочи шапсуг, заслуженный человек, полковник в отставке, вынужден был сделать это через суд, причем в том районе, где он родился, вырос, призывался в ряды Вооруженных Сил.

    Таковы малоутешительные результаты работы Адыгэ Хасэ в области законодательного закрепления прав причерноморских шапсугов на этническое возрождение и развитие. Вместе с тем наработанный опыт является надежной основой для дальнейшего продвижения вопроса вперед и достижения поставленной цели.

    III съезд шапсугского народа в качестве главной задачи национального движения определил воссоздание национальной автономии как необходимого механизма реализации конституционных прав шапсугского народа и обеспечения условий сохранения и развития шапсугской этнической общности на своей исторической родине.

    В результате действий, предпринятых Адыгэ Хасэ, в регион компактного проживания адыгов-шапсугов выезжала краевая комиссия с участием консультанта Комитета по делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации Г. Г. Кобякова. Комиссией были предложены приемлемые пути разрешения многих шапсугских проблем, которые позже нашли отражение в постановлениях администрации Краснодарского края. На основании справки комиссии в Комитете по делам национальностей Государственной Думы был подготовлен проект решения, который, в частности, предлагал правительству РФ принять государственную программу поддержки национального развития шапсугс-кой этнической общности, рекомендовал администрации Краснодарского края придать Лазаревскому и Туапсинскому районам статус национальных образований, обеспечить квотированное представительство шапсугов в Законодательном Собрании Краснодарского края и органах местного самоуправления, ввести в администрациях Лазаревского и Туапсинского районов должности заместителя главы администрации по шапсугским проблемам, определить границы Сочинского общереспубликанского государственного заказника на расстоянии 3 — 7 км от аулов Б. Кичмай и Тхагапш.

    Однако трагические события в Чеченской Республике отодвинули на второй план все эти вопросы, а позже усилиями некоторых депутатов были свернуты вообще.

    Главной же причиной торможения вопроса о воссоздании национального района является отсутствие федерального закона, регламентирующего разрешение подобных проблем. В этой связи считаю необходимым поручить новому составу общественного парламента продолжить работу по ускорению принятия необходимых законов. Кроме того, общественным парламентом должен быть внимательно изучен принятый летом 1996 г. Закон РФ "О национально-культурной автономии" и подготовлены предложения по реализации его положений.

    Рассматривая родной язык как основной критерий национальной идентификации адыгов и учитывая тенденции последних десятилетий, угрожающие полной утратой родного языка причерноморскими адыгами-шапсугами в результате ассимиляции, вопрос создания условий для изучения родного языка стал одним из приоритетных направлений деятельности Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов. Необходимо отметить, что комитетом по образованию (председатель комитета Аллало Э. Ю.), методическим объединением учителей адыгского языка (руководитель объединения Боус Н. А.) проделана огромная работа, имеющая колоссальное значение. Изучение родного языка организовано почти во всех школах Лазаревского и Туапсинского районов, где учатся школьники-адыги.

    Укрепились и стали традиционными межрайонные слеты шапсугских школьников. На одном из таких слетов родилась идея издания Книги памяти об адыгах-шапсугах — участниках Великой Отечественной войны, которая осуществлена при активном участии школьников. Имена более чем одной тысячи адыгов — участников войны внесены в Книгу памяти, из которых 557 сложили головы на полях сражений. Двоим из них присвоено звание Героя Советского Союза.

    Органы управления образованием, директора большинства школ с пониманием относятся к нуждам национального образования.

    Комплексно-целевая программа "Национальная школа в Сочинском регионе", принятая управлением по образованию администрации г. Сочи, соглашение о сотрудничестве между администрацией г. Сочи и Министерством образования Республики Адыгея, которым оказывается неоценимая всесторонняя помощь, вселяют надежду на то, что к проблеме изучения адыгами-шапсугами родного языка будет осуществляться серьезный государственный подход. Вместе с тем этот вопрос представляет собой настолько сложный клубок проблем, что он отдельным вопросом внесен в повестку дня настоящего съезда. Международная конференция по проблемам национального образования, состоявшаяся в г. Сочи осенью прошлого года, вскрыла острую необходимость принятия нами концепции национального образования, которая должна быть построена, на мой взгляд, на следующих принципах:

    1. Нормативно-правовое обеспечение национального образования должно базироваться на принципах и нормах ратифицированных Российской Федерацией международных актов по языковым правам, а также Конституции Российской Федерации, Законов РФ "О языках" и "Об образовании".

    2. Под национальным образованием мы должны понимать этно-культурный компонент базисного учебного плана.

    3. Программа развития национального образования для нас является составной частью более глобальной проблемы — программы сохранения и развития шапсугской этнической общности, т. е. на национальное образование возлагается миссия национально-культурного воспроизводства адыгов-шапсугов. Такой подход предполагает изучение родного языка просто на уровне разговорной речи, как изучается иностранный язык в школе, но и наполнение этнокультурного компонента базисного плана интегрированными программами, предусматривающими глубокое и систематическое изучение родного языка, литературы, истории и культуры нашего народа. 4. Родной язык, включенный педагогическим советом образовательного учреждения в вариативную часть базисного учебного плана должен быть только обязательным. Неправильное толкование тезиса о праве родителей на изучение или неизучение их ребенком родного языка способно загубить национальное образование вообще, ибо изучение любого предмета в школе сопряжено с определенными усилиями и требованиями государственных стандартов, которые в конечном счете влияют на качество получаемого учениками документа об образовании.

    5. Главным противоречием национального образования является: потребность, с одной стороны, интегрироваться в общероссийскую социокультурную среду, где только на базе достаточно глубокого знания государственного языка возможно достижение высот науки, культуры, профессионального совершенства, и стремление, с другой стороны, сохранить связь с истоками национальной культуры.

    6. Наиболее оптимальной сеткой часов, отводимой на этнокультурный компонент базисного учебного плана, можно считать 5 часов в неделю в начальных классах, 3 часа в неделю в 5—9-х классах и факультативное изучение его по желанию в 10—11-х классах .

    7. В населенных пунктах, где имеется более одного образовательного учреждения, необходимо концентрировать детей адыгской национальности в одно образовательное учреждение и в один класс из параллелей в целях более эффективной организации национального образования с наименьшими финансовыми затратами.

    Эти перечисленные принципы могут быть реализованы только при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, способных вести сложные интегрированные курсы по родному языку, литературе, культуре. Считаю обоснованным требование, чтобы приглашенным специалистам администрацией предоставлялось жилье или возмещалась плата за жилье, ибо она сейчас превосходит заработную плату учителя,

    Вопрос подготовки специалистов должен быть решен кардинально. Одним-двумя студентами, принимаемыми по целевому набору в АГУ, потребности не удовлетворить. Необходимо открыть в пос. Лазаревское г. Сочи филиал АГУ по специальностям, представляющим интерес для Лазаревского и Туап-синского районов.

    Предметом пристального внимания Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов за истекший период неизменно были и проблемы развития национальной культуры. Национальная культура причерноморских адыгов-шапсугов по праву ассоциируется с народным ансамблем песни и танца "Одышь", который пользуется всеобщей любовью в регионе и за его пределами. Присвоение руководителю ансамбля А. Ш. Хейахо и солисту М. Ш. Тешеву почетного звания "заслуженный работник культуры Республики Адыгея" является подтверждением высокой оценки их личного вклада в развитие и пропаганду национальной культуры и внимания Республики Адыгея к культурным запросам причерноморских шапсугов. Государственная и общественная поддержка ансамбля "Одышь" высоко ценится шапсугами. Администрация Лазаревского района г. Сочи регулярно оказывает ансамблю всестороннюю помощь. Однако необходимо отметить, что проблемы шапсугов в области развития культуры далеко не ограничиваются проблемами ансамбля "Одышь". В плачевном состоянии находятся клубные учреждения во многих сельских населенных пунктах, где они практически бездействуют. Не подлежат эксплуатации клубы в аулах Наджиго и Малый Кичмай, где собрания и сходы граждан проходят в салоне рейсовых автобусов. Заморожено строительство культурного комплекса в ауле Агуй-Шапсуг.

    Недостаточны также связь и взаимодействие Адыгэ Хасэ с Центром адыгской культуры (Центр адыгской культуры не всегда отзывается на просьбы Адыгэ Хасэ заполнить культурную часть тех или иных мероприятий). Здесь уместно отметить, что помещения Центра адыгской культуры, размещенные, так сказать, в труднодоступных местах Лазаревского РДК, никак не могут стать действительным центром, очагом национальной культуры шапсугов. С администрацией Лазаревского района г. Сочи никак не можем решить вопрос о выделении земельного участка под строительство такого центра. Более того, действиями бывшего главного архитектора района Адыгэ Хасэ нанесен существенный материальный ущерб выполненными впустую дорогостоящими предпроектными разработками.

    Важным разделом Программы национального развития шапсугской этнической общности являются проблемы социально-экономического развития мест проживания адыгов-шапсугов. Необходимо отметить, что местные власти с пониманием относятся к ним и многое делают для их разрешения. Управлением по делам национальностей администрации Краснодарского края была сделана попытка придать программе социально-экономического развития мест компактного проживания адыгов-шапсугов статус государственной с целью привлечения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и фонда развития малочисленных народов. Этим вопросом необходимо заниматься и дальше, тем более что администрации г. Сочи и Туапсинского района проявляют готовность разработки программы первоочередных мер по социально-экономическому развитию, исходя из своих возможностей и компетенции. Эта работа крайне необходима, поскольку некоторые проблемы в аулах не допускают отлагательства. Так, в ауле Псыбе Туапсинского района, где проживают более 500 человек, отсутствует даже почтовая связь, нет ни одного номера телефона, пожалуй, дорога только в этот населенный пункт на всем Черноморском побережье не имеет асфальтового покрытия, не выделяются там земельные участки под индивидуальное строительство. Аул Тхагапш остро нуждается в строительстве автомобильного моста через реку Псезуапсе. Не решается вопрос о переносе границ Сочинского республиканского заказника на 5—7 км от аулов Большой Кичмай и Тхагапш. Не решены вопросы выделения участков под индивидуальное жилищное строительство в г. Туапсе, поселках Головинка, Лазаревское, Аше.

    Действия руководства фарелевым хозяйством в ауле Большой Кичмай являются также ущемлением конституционных прав шапсугов на защиту исконной среды обитания. В этом разделе работы должны быть предприняты меры по практической реализации постановлений главы администрации Краснодарского края от 1 декабря 1995 г. №628 и кабинета министров Республики Адыгея от 15 января 1996 г. №15, касающихся осуществления мероприятий по развитию инфраструктуры мест компактного проживания причерноморских адыгов-шапсугов.

    Адыгэ Хасэ (общественный парламент) причерноморских шапсугов высоко ценит постоянную заботу и внимание общественных организаций, ведомств, министерств, правительства и лично Президента Республики Адыгея А. А. Джаримова к проблемам национального развития адыгов-шапсугов, которые всегда находят отражение на всех крупнейших форумах в регионе. Административные границы не могут служить препятствием духовного единения адыгского народа.

    Необходимо также при едином парламенте, едином президиуме и единых комитетах создать в определенной степени самостоятельные органы Хасэ в Туапсинском районе для повседневных необходимых контактов с местными органами власти.

    В своей деятельности Хасэ (общественный парламент) уделяет значительное внимание вопросам восстановления исторической правды о шапсугском народе. Отсутствие фундаментального издания по истории адыгского (черкесского) народа является причиной извращения фактов и посягательств на историческую память адыгского народа. В городе издаются красочно оформленные брошюры и путеводители, адресованные приезжим и отдыхающим, в которых полностью игнорируются незыблемые исторические факты или на грани оскорблений искажается история причерноморских адыгов-шапсугов.

    Вот уже 4 года как закрыт этнографический музей в пос. Лазаревское. Уникальные экспонаты хранятся в запасниках. Судьба многих последних реликвий, собранных в аулах, не известна. Считаю, что общественному парламенту необходимо срочно обратиться в Управление культуры г. Сочи и к руководству музея города-курорта Сочи с просьбой о проведении проверки на предмет соответствия занимаемой должности заведующей Лазаревским филиалом музея Е .Н. Юшко.

    Время от времени, к сожалению, поднимается вновь вопрос об установке памятника адмиралу М. П. Лазареву на перроне железнодорожной станции Лазаревская. Эту идею обслуживают публикации в вышеупомянутых путеводителях, в которых адмирал Лазарев рисуется чуть ли не просветителем адыгов-шапсугов. Историческая правда такова, что на черноморском театре Кавказской войны адмирал М. П. Лазарев вел боевые действия против коренного шапсугского населения. Под его непосредственным командованием было осуществлено пять десантов военно-морских сил, уничтоживших десятки шапсуг-ских населенных пунктов и сотни тысяч мирных жителей. Установка памятника адмиралу М.П Лазареву на этнической родине шапсугов оскорбляет историческую память адыгов, унижает их честь и национальное достоинство, на защиту которых имеет конституционное право любой гражданин Российской Федерации независимо от национальной принадлежности. Администрацией района должно быть, наконец, принято решение о ликвидации постамента на перроне ст. Лазаревская.

    Все эти и другие волнующие нас вопросы изложены нами на выездном заседании Президиума Адыгской международной академии наук, состоявшемся в пансионате "Аврора" Лазаревского района г. Сочи 23 мая 1997 г. Президиумом принято решение о проведении в г. Сочи весной 1998 г. научно-практической конференции по истории края и трагическим последствиям Кавказской войны.

    Как и весь адыгский мир, 21 мая причерноморские шапсуги ежегодно отмечают день памяти. В этом году очень содержательное мероприятие, посвященное этому дню, проведено в ауле Большой Кичмай.

    Важным политическим шагом в области национальных отношений стали постановления администрации Краснодарского края и правительства Республики Адыгея о проведении совместных мероприятий, посвященных 130-летию окончания Кавказской войны. В рамках этих решений администрацией Лазаревского района г. Сочи совместно с адыгами и казаками заложен камень на месте будущего памятника жертвам Кавказской войны.

    Следует отметить, что необходимо улучшить работу по сохранению и развитию адыгагэ, по нравственному и духовному воспитанию молодежи на лучших традициях адыгского этикета. Съезду и общественному парламенту необходимо смелее влиять на обряды и ритуалы с целью недопущения подмены их сущности, ограждения их от чуждого и наносного. Комитету по религии и обрядам необходимо повысить самостоятельность и активность.

    Важным событием стало восстановление и открытие мечети в ауле Тхагапш. Аул Тхагапш записал в свой архив и другое важное событие — открытие памятника жертвам политических репрессий. Очень непростым и деликатным разделом Программы национального развития шапсугской этнической общности является раздел по защите прав и законных интересов каждого шапсуга. Люди обращаются в Хасэ порой за элементарной юридической помощью, в чем, кстати, остро нуждаются не только шапсуги. Это изнурительный участок работы, который требует много времени. Но он очень необходим, хотя далеко не всегда удается добиться справедливости. Так, на протяжении нескольких лет ведется судебная тяжба Лазаревского хлебозавода с многодетной одинокой матерью А. Тешевой о выселении ее из общежития, принадлежащего предприятию, на котором работал ее безвременно скончавшийся муж. Мы вынуждены обратиться в скудный городской фонд социальной защиты населения с просьбой погасить многомиллионный иск хлебозавода, имеющего, кстати, ощутимые местные налоговые и другие льготы. Жители отдаленных аулов не обеспечиваются дровами, оплаченные счета не отовариваются, а за вывоз валежной древесины накладываются драконовские штрафы, в то время как составами вывозятся ценные породы древесины: кавказский бук, дуб, каштан.

    Трудно переоценить ту роль, которую играет в пропаганде позиции и работы Адыгэ Хасэ газета "Шапсугия". Несмотря на огромные трудности она не переставала выходить за последние 3 года благодаря неимоверным усилиям ее главного редактора А. Х. Хушт и группы энтузиастов. Все эти годы газета выходит на общественных началах на грани невозможного. Мы благодарны администрации г. Сочи за оказанную в конце 1996 г. помощь газете, которая позволила ей выжить и завершить год. Мы признательны нашим друзьям, благодаря спонсорской помощи которых живет и работает наша газета (С. Н. Мамишев , К. И. Тугуз Куиз, ООО Псапе). Но с каждым днем становится все труднее и труднее содержать газету и вести делопроизводство Адыгэ Хасэ. В этой связи общественному парламенту необходимо разрабатывать смету расходов и привлекать болышее число спонсоров. Считаю необходимым обратиться в администрацию Краснодарского края с просьбой о включении газеты "Шапсугия" в краевой реестр. Крайне плохо организовывается подписка на газету. Более трех лет стоит без дела приобретенный для нужд газеты и Адыгэ Хасэ автомобиль, который не удается зарегистрировать в ГАИ в силу отсутствия нужных документов.

    Хронически больным местом в работе и структуре Адыгэ Хасэ является связь с первичными органами самоуправления на местах. Необходимо повысить ответственность и активность представителей Адыгэ Хасэ в общественном парламенте. Анализ посещаемости сессий Хасэ и заседаний президиума их членами выявил целый список мертвых душ. Необходимо повышение требовательности и организационной дисциплины. Необоснованно затянулась и подготовка к настоящему съезду.

    Рассматривая национальные проблемы причерноморских шапсугов как часть общеадыгейских проблем, Адыгэ Хасэ (общественный парламент) адыгов-шапсугов принимает активное участие в работе Международной Черкесской Ассоциации, которая тоже проходит нелегкий путь своего становления. На плечи Международной Черкесской Ассоциации возложена огромной важности миссия объединения адыгов (черкесов), волей трагической судьбы оказавшихся разбросанными по всему миру, возрождения и развития культурного и духовного наследия черкесского народа, сохранения их национальной самобытности, восстановления подлинний истории черкесов, создания условия расширения связи диаспоры с исторической родиной.

    16 января 1997 г. Международная Черкесская Ассоциация и весь адыгейский мир понесли тяжелейшую и невосполнимую утрату. Ушел из жизни признанный лидер Адыгского общенационального движения, первый Президент МЧА Юрий Хамзатович Калмыков — видный ученый, юрист и государственный деятель, человек высоких принципов, мужественной гражданственности и светлой души. Ни большая государственная должность, ни работа над главными законодательными актами Российской Федерации, ни написанные им в последние годы книги и статьи не заслоняли ему заботы о духовном объединении рассеянных по всему миру адыгов, абхазов и абазин. Величайший гуманист и проповедник незыблемых прав человека Ю. X. Калмыков в знак протеста против силовых методов решения чеченского конфликта подал в отставку с поста министра. И жизнь доказала, насколько он был прав.

    Юрий Хамзатович регулярно интересовался состоянием шапсугских проблем, не раз бывал у нас и неизменно проповедовал идеологию законного разрешения всех национальных проблем.

    Считаю необходимым увековечить память Ю. Х. Калмыкова на древней земле причерноморских адыгов-шапсугов.

    Мы уверены, что достойным приемником Юрия Хамзатовича Калмыкова станет и новый Президент Международной Черкесской Ассоциации, его друг и единомышленник профессор Борис Хаджемурзо-вич Акбашев, который сегодня присутствует на нашем съезде.

    О неослабном внимании МЧА к проблемам адыгов-шапсугов говорит тот факт, что III конгрессом МЧА принято решение о проведении очередного IV конгресса МЧА в Шапсугии.

    За отчетный период представители Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов приняли участие в работе многих крупнейших форумов: Международной встрече клубов "Юнеско", Международном конгрессе горцев, Сенежском форуме, Генеральной Ассамблее Организации Непредставленных Народов, съезде народов России, Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, в итоговых документах которых нашли отражение шапсугские проблемы.

    Подводя итог трехлетней работы Адыгэ Хасэ (общественного парламента) причерноморских шапсугов, считаю необходимым отметить, что общественный парламент — представительный орган общественного самоуправления адыгов-шапсугов состоялся. Значительно укрепилось доверие к Адыгэ Хасэ и его авторитет.

    Я хочу выразить благодарность и глубокое уважение тем членам общественного парламента и его президиума, которые, не занимаясь демагогией и самобичеванием, не считаясь с трудностями и временем, вложили свои силы, знания, средства во все наработки Адыгэ Хасэ.

    За отчетный период проведено 7 сессий Хасэ, 38 протокольно зафиксированных заседаний Президиума Хасэ, на которых рассмотрено в общей сложности более 400 вопросов. Около 300 писем и обращений вышло из Хасэ. Несмотря на то что процент завершенных вопросов досадно низок, все же, на мой взгляд, созданы серьезные предпосылки для их продвижения вперед. Причем нет ни одного примера незаконных, некорректных или провокационных действий со стороны Адыгэ Хасэ. Мы докажем каждому жителю наших районов, каждому россиянину, что адыги-шапсуги — добрые соседи, что согласие и взаимопонимание между людьми всех национальностей для нас высшая ценность, что культура и честь адыгов достойны уважения, что национальные проблемы и интересы адыгов не противоречат общероссийским и разрешимы в рамках законов Российской Федерации, что адыги способны внести свой достойный вклад в строительство новой, процветающей, демократической России.скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.