• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Социальный строй убыхов

    Категория: Адыги.RU / Культура
    В первой половине XIX в. общественные отношения в Убыхии характеризовались следующими чертами: 1) родовые союзы уже сменились территориальными; 2) патриархальное рабство медленно преобразовывалось в своего рода колонат (рабов, посаженных на землю); 3) племенная знать делает ряд попыток организационного оформления своего фактического господства над свободными общинниками; 4) активизация феодализирующейся племенной знати встречает противодействие со стороны свободных общинников, выступающих за возрождение старой демократии.
    Убыхский патриархальный род не успел еще в достаточной степени разложиться. Но о господстве его в общественной жизни XIX в. уже нельзя говорить. Мы не знаем полной картины состояния родовой организации в то время. Из литературы нам известны такие черты, восходящие к этой организации: 1) экзогамия; 2) обычай трудовой взаимопомощи [13, s. 430, 675]; 3) кровная месть [136, март, с. 535; 89, I, s. 99]; 4) большое уважение к старшим; 5) бесправное положение женщины (см. картину народного гулянья у А. Фонвилля) [160, с. 15]; 6) обычай умыкания невест [12; 13, s. 468]; 7) обычай усыновления чужеродцев [13, s. 34]; 8) аталычество [160, c. 13].
    Скорятин приводит один очень характерный факт из жизни убыхов: «Они привели отцеубийцу из своих в одно из наших укреплений и сказали начальнику: этот человек убил своего отца. Его следовало бы предать смерти, но у нас этого давно не было, старики не помнят, да и не хотим мы опозорить нашу землю смертною казнию свободного человека. Просим вас — возьмите его и делайте с ним, что хотите а нам девать его некуда, казнить не хотим. Дурной обычай — смертная казнь» [136, март, с. 537]. Скорятин неправильно объясняет приведенный факт. Дело совсем не в том, что «дурной обычай — смертная казнь», а в самой сущности родового строя. Кровная месть, как материальное возмездие чужеродцам за материальный ущерб, нанесенный ими, не может быть применима к сородичам. Убийцы родственников везде на Кавказе изго¬нялись из рода и тем как бы ставились вне закона [79, т. I, с. 39-40].
    Убыхский патриархальный род в XIX в. был организацией родственников, живущих по Убыхии рассеянными семьями (по всей видимости, большими семьями), ведшими самостоятельное хозяйство. Единого родового хозяйства уже не существовало. Так, Дж. Белль сообщает о крупнейшем убыхском роде Берзеков, что он «состоит из 400 благородных семейств, и каждое семейство имеет от 5 до 20 рабских семейств» [13, s. 450]. Если мы вспомним приведенное выше описание, очевидно, фамильного поселка Исмаил-бея Дзепша, где наряду с общим забором и общей кунацкой существовали уже внутренние перегородки, то можем сделать предположение о наличии распадения больших семей на мелкие.
    Не род, а сельская община была господствующей социальной организацией убыхов в XIX в. Сравнительная пестрота населения Убыхии, которою обычно подчеркивают знакомившиеся с нею авторы, была лишь одним из внешних проявлений преобладания территориальных связей над кровными.скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.