• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » Организация общества у убыхов до 1830 года

    Организация общества у убыхов до 1830 года

    Категория: Адыги.RU / Культура
    До 1830-х годов высшей общественно-экономической организацией была сельская община, объединявшая обычно все население одно¬го какого-либо ущелья. Так, округ Вордане состоял из четырех, а округ Сочи — из двух общин. О количестве общин в Верхней Убыхии ничего нельзя сказать даже приблизительно. Каких-либо постоянных объединений сельских общин не существовало. Высшей властью являлось общее собрание взрослых, свободных мужчин общины или заменявшее его собрание совета старейшин. В компетенцию таких собраний, насколько мы знаем, входили 1) вопросы войны и мира; 2) решение важных хозяйственных дел (возможно, земельные переделы) и 3) избрание общинных старшин. Собрания часто созывались у культовых мест (священные деревья и мечети). О характере самих собраний мы можем судить по сочинению А. Фонвилля, в котором приведено описание общеубыхского собрания в 1864 г. (а такие собрания, бесспорно, возникли из общинных). По словам А. Фонвилля, несколько тысяч убыхов составили круг, в середине которого восседали на циновках старейшины. Ораторы сменялись один за другим при общей тишине присутствующих. Всякое решение совета старейшин объявлялось народу через специально предназначенного для этого человека. В таких случаях он взбирался на высокое дерево и оттуда держал свою информационную речь. Первыми вопросами были разобраны те, которые считалась главнейшими (военные). После них был рассмотрен ряд частных вопросов, главным образом о воровстве.
    Собрание выслушивало показания истцов, обвиняемых и свидетелей. Решение снова объявлялось с дерева [160, с. 12]. Таким образом, мы ви¬дим, что такой совет старейшин соединял в своем лице законодательную и судебную функцию; мы думаем, что и исполнительная власть находи¬лась в руках этого же совета.
    Решения общих собраний и советов старейшин были реальны лишь при единодушном согласии собрания. По поводу общественной организации убыхов один из авторов выразился: «В тесном смысле никакого правления почти не существовало, а царствовала полнейшая анархия» [109, № 97]. Но это — утрировка. «Ни у шапсугов, ни у убыхов нет сильно организованного правительства , — говорит Скорятин, — довольно странный факт: существуют почти что без правительства , решения народных собраний не имеют обязательной силы; это больше совет, нежели приказание. В важных случаях собираются депутаты от аулов и решают дела, но народное собрание не имеет в своем распоряжении исполнительной власти, которая могла бы обуздать ослушников Впрочем общественное мнение заменяет, но только отчасти и лишь в известных случаях, исполнительную власть. Если решение депутатов понравится большинству народа, то оно, конечно, приводится в исполнение» [136, май, с. 322—323].
    Старшины общин были только выборные. Но это правило в ряде общин к XIX в. уже достаточно выродилось в формальность. Старая племенная знать обычно периодически переизбиралась, а после смерти такого старшины выбирали его сыновей или ближайших родственников. Таким образом, избрание хотя и соблюдалось по форме, но фактически уже устанавливалось наследственное право племенной знати на замещение должности старшины. Только в тех общинах, где эта знать отсутствовала, выборность продолжала оставаться действительностью [160, с. 22]. На обязанности старшин лежало решение второстепенных вопросов, из-за которых не следовало собирать народное собрание или совет старейшин. В военное время такой старшина выполнял роль военачальника [160, с. 22].
    Сельская община, сменив собою старую убыхскую родовую общину, восприняла от нее ряд характерных обычаев. Если раньше обычай трудовой взаимопомощи, вытекавший из первобытно-коммунистических отношений, относился к сородичам, то в XIX в. он распространился на соседей. То же самое приходится сказать по поводу имущественных запретов. Дж. Белль рассказывает, что убыхи помогают друг другу в полевых работах, и хозяин в таких случаях выставляет работающим угощение [13, s. 404, 430, 675]. Из контекста видно, что Дж. Белль имеет в виду взаимопомощь соседей. В другом месте тот же автор подчеркивает порицание убыхами воровства у близких соседей и, наоборот, поощрение ими такого воровства у далеко живущего населения [13, s. 448].скачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.