• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Организация убыхов

    Категория: Адыги.RU / История
    XIX век застал убыхское общество разделенным на четыре слоя. В самом низу находились рабы, из которых женщины (наиболее бесправная категория) назывались «халайк» (хьэлэкъ), а мужчины, по словам А. Дирра, — «арап» (1эрэп). Мы думаем, что последний термин вошел в убыхскую речь уже под влиянием турецкого окружения, в которое убыхи попали после 1864 г. У старых авторов убыхский термин, означающий «раба», записан иначе. Так, у Дж. Белля — кадьера (kadyera) [13, s. 768], а у П. Услара — аккеры (akkerv). В записях А. Дирра последнее слово подано в форме ‘геры’ (gers) и переведено как «крепостной» [49, 4, s. 137; 49, 5, s. 14; 148, с. 101]. Нам кажется, что и убыхи не видели большой разницы между домашним рабом и рабом, посаженным на землю (крепостным), и поэтому называли обе эти категории одним термином. Источником приобретения рабов были межплеменные и межродовые войны, а также покупка. Рабы применялись для домашних услуг своего владельца (домашнее рабство). В отношениях между рабами и рабовладельцами сохранялось еще много черт патриархальности. Количество рабов в Убыхии было больше, чем в Шапсугии, Абдзахии или Асадзуа (если взять в пропорциональном отношении к населению). Среди рабов у них встречались и негры [109, № 100].
    Мы думаем, что зарегистрированные у убыхов крепостные были не чем иным, как теми же рабами, которых посадили на землю. Во всяком случае, все авторы прошлого столетия, говоря об Убыхии, упоминают или крепостных, или рабов, но не различают тех и других. Самого термина «крепостной» в убыхском языке не зарегистрировано. Все наши сведения о рабах и крепостных, во-первых, отрывочны, во-вторых, как только что сказано, не дифференцированы. Мы очень часто не знаем — к рабам или к крепостным относятся те или иные сообщаемые факты. Дж. Белль, называя рабов и крепостных слугами или крепостными, замечает, что в Черкесии крепостные составляют меньшую часть населения, а в Убыхии и Асадзуа («от Вардана южнее»), наоборот, большую. В Убыхии, говорит он, «богатство исчисляют количеством крепостных, в то время как в других местах его исчисляют количеством быков и баранов» [13, s. 337]. По сведениям же Лапинского (где также свалены в кучу рабы и крепостные), «у убыхов они (рабы. — Л.Л.) составляют почти четвертую часть населения, у абезехов десятую, у шапсугов едва двадцатую» [89, I, s. 113]. Как бы то ни было, но бесспорно одно, что лично зависимое население в Убыхии было более многочисленно, чем в соседних районах Черкесии и Абхазии.
    Из других сведений о рабах и крепостных следует указать такие: 1) большая часть их была вооружена [89, I; 57, № 11, с. 285]; 2) часто принимали пищу за одним столом с владельцами [13, s. 34]; 3) могли быть проданы лишь после изъявления собственного согласия [13, s. 38]; 4) имели право перехода к другому владельцу [13, s. 38], и 5) внешне оказывали высокое почтение своим владельцам [13, s. 34]. Все эти черты за¬мечены были в XIX в. у всех прибрежных племен. Из этих данных мы почти наверняка можем отнести только к крепостным третье и четвертое; остальные могли быть одинаково характерны как для рабов, так и для крепостных.
    Употребляя термин «крепостной», мы должны оговориться, что применительно к убыхской среде он недостаточно подходит, так как положение такого зависимого крестьянина резко отличалось от крепостного, скажем, России. Об этом говорят приведенные черты, которые не были свойственны настоящим крепостным.
    Из скудных сведений о рабах и крепостных Убыхии все же можно сделать такой вывод: уровень развития рабства и крепостничества был очень невысок, патриархальность отношений между зависимым и владельцем была налицо. Кроме того, следует заметить, что, несмотря на отмеченное Дж. Беллем будто бы численное преобладания рабов и крепостных над свободным населением Убыхии, мы, считая это преувеличением, в данном случае более верим данным Лапинского.скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.