• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Кто такие черкесы?

    Категория: Адыги.RU / История
    Кто такие черкесы?

    «Не познав своей сути, человек не познает своих
    потребностей. Точно так же - с народами ».
    Х. Мамай

    Историческая наука основывается на фактах, выводы же, сделанные при отсутствии фактов - это гипотезы и мифы. Безосновательные выводы лишь подчеркивают их уязвимость и несостоятельность. В непроглядной глубине веков очень трудно рассмотреть следы передвижений племен и народов, в особенности тюрков. Историю тюркских наемников-мамлюков трудно локализовать территориально, поскольку тюркские племена в разное время являлись посредническим звеном между Западом и Востоком. Чтобы восстановить истину, нужны неопровержимые доказательства: данные лингвистики, ономастики, этнонимики, литературы, архитектуры. Как известно, народ, нацию определяют в первую очередь на базе общности языка, территории, социально-экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры этноса.

    Казалось бы, все ясно и понятно, приведены все известные хронологии мамлюкских династий и государств, созданных тюркскими наемниками-воинами от Индии до Египта, примеры привлечения тюркских гвардейцев Византией, Персией, Китаем, Русскими княжествами, Грузией, Болгарией, Венгрией, Арабским халифатом - все это подтверждается историческими данными средневековых хроник. Но существуют и противоположные мнения по данному вопросу и мы должны определиться в едином мнении. Автор книги «Черкесские мамлюки» С. Х. Хатхо пишет следующее: «Вообще, антропонимический фактор занимает ключевое место в процессе выявления этнической принадлежности того или иного мамлюка. Так, если мы встретим в хрониках такие имена, как Барсбай, Бибарс, Джакмак, Каит, Кансав, Биберд и т. д., то для исследователя, знакомого с кавказской антропонимией, совершенно очевидно, что носители этих имен являются черкесами». (стр. 50).

    Описание внешности Бибарса также не соответствует азиатскому типу кипчаков, мамлюкские хронисты употребляли в отношении черкесских султанов слово «турок» как более общее понятие (стр. 51).

    Султаны Бибарс и Калаун считаются кипчаками, несмотря на то, что племени Бурдж никогда не существовало, (ссылаясь на С. Закирова) (стр. 51).

    Имя Бибарс черкесское - Пыиперэс.

    В кипчакских степях мог родиться кто угодно, не только кипчак.

    Черкес, эмир сотни Оздемир ал-Хадис. Ускакал с несколькими воинами к монголам, выкрикивая, что они сдаются на милость Менгу-Тимура. Подъехав к татаро-монголам, он сказал, что хочет сообщить нечто важное их вождю (стр. 68).

    Черкесы сохраняли свой язык, причем многие из них едва владели арабским (стр. 155).

    Косожский князь Редедя имел свой герб. Приведем несколько цитат из другой его книги «Черкесские (адыгские) правители Египта и Сирии в XIII-XVIII вв.».
    По всей видимости, встречающееся у ибн-Ийаса нартское имя Сосруко в форме Сосрук, является первым письменно зафиксированным свидетельством бытования этого имени в черкесской среде. (стр. 11).
    Военная иммиграция черкесов в Киевскую Русь продолжилась вплоть до монгольских войн. Создается впечатление, что все или почти все военные специалисты на службе у русских князей XI-XIV вв. - черкесы, абазины и осетины. Количество славяно-адыгских имен отнюдь не ограничивается приводимым списком: Нечевич (ср. Нагуч; Доман (ср. Доманука)); Козарин (ср. Кажар) Керебет; Домаш Твердиславич (ор. Томаш, Томашук); Мелик Семен (ср. Малэкъуэ Семэн); Олбырь Шерошевич; Баяндюк (ср. Байантыкъо); Варазко Миюзович и т. д. (стр. 38).
    Иное значение имеет антропонимический фактор. Итак, обратимся к именам бурджиитских князей: Анас - Iэнэс; Бештак - Бэщтэкъо; Катмоса - Кайтмес; Саук - Шъаукъо; Яросланопа - Арсланипа (Арслан - аланское имя, ипа - абхазское и абазинское окончание, означающее «сын»); Басте - Басте (Басте - фамилия у шапсугов); Селу - Залук (фамилия у кабардинцев); Урузоба - Урус-ипа; Алук - Алеко (алэкъо); Асень - асское имя; Алтунопа - Алтун-ипа (имя тюркское, окончание абазинское; Асадук; Томзак; Курток; Осалук; Тарсук-(стр. 133) аланские (асские) и тюркские имена с черкесскими окончаниями. Само название племени звучит отчетливо в распространенной у адыгейцев фамилии Бырдж. (стр. 43).
    Последний правитель Бырджей, пши Бачман, погиб в 1241 году одновременно со своими союзниками черкесским пши (князь) Таукаром и ассом Качируко-Але (стр. 49).
    Мотивы похода Тамерлана в Черкессию были во многом субъективны и личностны: это была месть за черкесские набеги в Хорзем (стр. 50).
    Значительный интерес представляют данные генерала А. Ригельмана, который писал, что современные ему донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов. (стр. 59).

    К этнографическим деталям, привнесенным черкесами на Украину относят форму и технологию жилища; отапливание жилища кизяком; тяжелые деревянные плуги, наличие у запорожцев черкесского седла; обычай брить голову, оставляя при этом клок волос на макушке; ткань «Черкессину», из которой шилась прежняя украинская одежда; головной убор и черкесские кафтаны. (стр. 59).

    Термин «Паша» (пашэ) явно заимствован турками-османами у адыгов. Возможно, первые паши османов были из числа мамлюков. Сами османские правители являлись вассалами черкесских султанов и, в этой связи, могли широко использовать черкесский военный опыт (стр. 61).

    В средневековой истории Крыма черкесы фигурируют довольно часто. Армянский историк Крыма Тер-Абрамян в своей книге перечисляет следующие населенные пункты и местности, связанные с черкесским присутствием: село Черкес, Черкес-Эли, Черкес Тогой, Черкес кош, Черкес тюз, Черкес кермен.

    П. С. Палас отмечает также еще один топоним, связанный с черкесским присутствием на полуострове, это верхняя часть реки Бельбек по названию Кабарда. (стр. 69).

    Мамлюки каранис т. е. мамлюки ветераны. И хотя совершенно ясно, что под каранис подразумевается опытные воины-ветераны, этимология самого слова не выяснена. (стр. 99).

    Черкесы обозначены в мамлюкских источниках как Джаркас, или Джаркаси. Есть также альтернативные транскрипции: Чаркас, Шаркас или Шаркасия (стр. 108).

    Тюркские мамлюки Египта настолько уменьшились в числе, что все оставшиеся из них состояли из кучки уцелевших ветеранов и детей. Национальная солидарность и монопольное господство черкесов выражалось в употреблении в одновременных источниках терминов «люди» (ал-каум), народ (ал-джанис), племя (ал-та, ифа) исключительно по адресу черкесов. (стр. 111).

    Эмир Алан-Караджа начал свою карьеру в качестве пажа и оруженосца султана Каитбая. Фамильное имя, прозвище - ибн Караджа, свидетельствует о том, что этот мамлюк происходил из княжеского осетинского рода Карадзаути. В мае 1509 г. он был отправлен послом к османскому султану (стр. 137).

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.