• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    БОЛЬШОЙ КИЧМАЙ

    Категория: Адыги.RU / Этнография
    БОЛЬШОЙ КИЧМАЙАул Большой Кичмай среди коренного населения известен как Шахэк1эй (на литературном адыгейском языке), в русской же транскрипции — ШахэкIэй, а на шапсугском диалекте как Шахэкей). Население аула составляет 527 человек, из них русских — 6, абхазов— 1, армян— 1, евре-1.

    Аул расположен на правом берегу реки Шахэ в 7 километрах от устья.

    Географическим термином ШахэкЬй ранее обозначалась вся прилегающая долина к реке. Он является собирательным для всех шапсугских селений, тянувшихся до Кавказской войны вдоль реки на десятки километров. В то же время каждое селение в этой местности (хабль) имело свое название, чаще всего родовое. Выше аула Большой Кичмай сохранились многочисленные следы бывших аулов (фундаменты строений, могилы, плодовые деревья и т. д.). Среди них Хакухабль, Мэфапэ, Мэгухабль (Мэгухьабль), Пыху-цикутам (Пыхъуц|ыкутам), Баыфо (БаТыфо), Баыцыку (Ба|ыц1ыку), Чокодоку (Цъо-къэдокъу), Кичмай.

    Какова же история основания аула Большой Кичмай?

    В 1864 году большинство жителей причерноморской Шапсугии было выселено в Турцию, а другая часть — на Кубанскую равнину. Оставшиеся на родине шапсуги скрывались в горах и еще несколько лет своими внезапными набегами тревожили царские войска и новых поселенцев. Вышедших с гор черкесов для окончательного «усмирения» селили вблизи расположения царских войск, которые, в свою очередь, дислоцировались в местах, ранее освоенных горцами.

    Один из таких черкесских аулов был отмечен в 1866 году комиссией Хатисова и Ротинянца на правом берегу реки Кичмай, впадающей в реку Шахе.

    Нередко вышедших с гор черкесов селили подальше от родных аулов; Так, в 1872 году, по сообщению А. В. Верещагина, более 200 горцев, вышедших с гор и вернувшихся первой роте в верховьях реки Кудепста. К ним подселились и те адыги, которые вернулись из Турции.

    В 1873 году А. В. Верещагин побывал в этом ауле, получившем официальное название Лесное. Он приводит и его местное название — Псахо и указывает, что в нем живет 241 черкес. Верещагин пишет, что в 1875 году псаховские черкесы начали хлопотать о своем переселении в долину реки Шахе, «...почему-то,— указывает он.— не возлюбив свою уже отработанную оседлость». Получив разрешение, черкесы покинули Псахо. Верещагин был свидетелем их окончательного перехода в местность Шахэчей. Как справедливо пишет Д. Ш. Инал-Ипа, переселение было вызвано желанием вернуться к покинутым в 1864 году родным очагам и могилам предков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени могилы, в том числе с мраморным надгробием во дворе Кобж Керия сына Хасана. От отца ему известно, что в могиле была похоронена женщина с золотыми ножницами. Захоронение состоялось до Кавказской войны, следовательно среди переселенцев аула Кичмай были люди, которые и раньше жили здесь. Сведения А. В. Верещагина и Д. Ш. Инал-Ипы подтверждаются данными научного сотрудника, Лазаревского филиала музея Руслана Гвашева.

    По рассказам старожилов, сохраненным потомками, действительно первые жители аула Б. Кичмай пришли с р. Кудепста примерно в 1876—1877 году. Установлены имена и фамилии 12 человек, представителей шапсугских родов Коблъ, Хушт, Гващевых, среди них и Тлепшау Кобж, о котором упоминает Верещагин, как о старшине аула Псахо.

    По словам его правнука Камболета Кобж, у одного из потомков хранятся грамота и медаль (крест белого металла), которые были вручены Тлепшау за вывод из леса скрывавшихся там черкесов. Названные предметы после смерти Тлепшау в 20-х годах из предосторожности были замурованы в стену дома. Невестка запомнила это место и показала его сыну, внуку Тлепшау. И действительно, в 60-х годах XX века грамота и медаль были обнаружены в указанном месте.

    А теперь несколько слов о происхождении топонима «Кичмай». В 1897 году И. Клиген в книге «Основы хозяйства в Сочинском округе» говорит о существовании черкесского аула Кичмай на реке Шахэ в 8 верстах от моря. Официальное название Кичмай аул получил в 70-х годах XIX века хотя находится на реке Шахэ. Имя ему дали жители старого аула Кичмай, к тому времени переселившиеся в новый аул Кичмай. Вплоть до 60-х годов XX века в Кичмае Старом и Верхнем, как его до сих пор называют жители Б. Кичмая, жили несколько русских семей, поселившихся там уже в советское время. К1иш — начало слова К1и-шмай (Кичмай) в переводе с адыгейского значит кузня. При чем же тут кузня? Возникает вполне резонный вопрос, на который ответил ста рожил Б. Кичмая Иляс Кетао. который родился в Верхнем (Сичмае. Его отец, умерший в возрасте более чем 100 лет, участвовал в поездках кузнецов из аула на гору Фишт. Здесь они собирали железную руду, из которой затем добывали железо. Плавительные печи, кузницы в ауле сохранялись долгое время. Отсюда и название аула К1ишмай (Кичмай).

    Г. Т. ПОЛОВИНКИНА,
    заведующая Лазаревским филиалом Сочинского музея
    www.adygi.ruскачать dle 12.1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.