• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Княжество Хытук

    Категория: Адыги.RU / История
    Княжество Хытук

    Таманский полуостров в XIII–XV вв. описывается как часть Зихии (Черкесии). Его географическая обособленность и высокая степень вовлеченности в международные экономические и политические отношения предопределили складывание сильного феодального владения.
    В XIII–XV вв. главным торгово-промышленным и культурным центром Зихии являлась Матрега. Вокруг Матреги группировалось зихское население, которое, по всей видимости, составляло большую часть населения Таманского полуострова. Вторую по численности этническую общину, как нам представляется, должны были составлять греки, традиционно населявшие прибрежные районы Северо-Западного Кавказа. Представители различных тюркских этносов и также евреи, пусть и в очень небольшом числе, должны были быть характерной частью этнографического «атласа» этого региона.
    В источниках этого периода население Таманского «острова» именуется зихами (черкесами). Но, наряду с этим, в генуэзской переписке XV в. в отношении населения «острова» достаточно часто использовалось племенное или территориальное название «гетики». Так, в 1472 г. Заккария де Гизольфи писал консулу Каффы, что задерживать должников «он никоим образом не может из-за близости князей и народа гетиков»; «quod fleri nullo modo potest propter vicinitatem dominorum et populorum geticorum».
    Под гетиками, очевидно, имеются в виду зихи (черкесы). Но почему они названы гетиками? В адыгской этнонимике есть такое название, как хытук – «островитяне», которым определялось адыгское же население Таманского полуострова. Лексема хытыку состоит из слов хы – море», тыку – «местность», «кут». По этой же модели образован ряд топонимов: Псейтук, Хаштук и пр.
    В XVII–XVIII вв. калькой адыгского хытук являлось турецко-татарское адале – «островитяне», при ада – «остров». Основную часть «хытукцев» в XVIII в., по всей видимости, составляли хегаки (хэгъакIэ, хеххадчь у Хан-Гирея, шегаки у Челеби). В XVI–XVIII вв. территория расселения хегаков включала район Анапы и Таманский полуостров.
    В XIII–XV вв. во владения князей Хытука мог входить не только Таманский полуостров, но и сопредельные районы. Они, вполне вероятно, обладали наибольшим политическим весом, поскольку Матрега являлась своего рода столицей Зихии, здесь же помещалась резиденция архиепископа.
    С 1419 г. Матрега полностью или частично перешла в управление знатного генуэзского семейства Гизольфи, кото- рое породнилось с местной черкесской династией. В качестве зятя черкесского таманского князя здесь поселился Виккентий де Гизольфи. Впрочем, не Виккентий, а его отец, Симон де Гизольфи, стал правителем Матреги. Симон, видимо, получил Матрегу как приданое своей невестки. Ф. Брун отмечал, что в Матреге в начале XV в. правил князь Берозок (Berozoch), отец княгини Бика-катон, власть от которой унаследовал ее сын от брака с Виккентием де Гизольфи, Заккария (Zaccaria de Ghisolfi)4.
    Впоследствии Заккария признавал, что его дед Симон являлся данником князя Джамбека (domino Jambech)5. Из переписки, которую вел Заккария с властями Каффы, становятся известны имена трех князей (деда, сына и внука), во владении которых находилась не только Матрега, но, по всей видимости, весь Таманский полуостров и еще какие-то территории на западе Черкесии. Это Джамбек, Костомок, Кадибелд. Как соотносятся Джамбек и Берозок? Вполне вероятно, что это один и тот же человек. Возможно, что Берозок – отец Джамбека или они являлись братьями.
    Отношения между Гизольфи и семейством Берозо- ка-Джамбека могли по временам приобретать натянутый характер. Тем не менее, именно опора на черкесский военный ресурс позволяла Гизольфи чувствовать себя самостоятельными правителями.
    Пример очевидной взаимосвязи полузабытой общности Хытук, о которой в 30-е годы XIX в. посчитал важным упомянуть Хан-Гирей, с областью (княжеством) «гетиков» италийских документов, свидетельствует в пользу той точки зрения, согласно которой большая часть адыгских княжеств или земель начала формироваться в XIV–XV вв.

    ЧЕРКЕСИЯ
    ГЕНЕЗИС, ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (13-16 вв.)

    С. Х. Хотко
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.