• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация
    » » » Хронология адыго-абхазской истории с древнейших времен до наших дней: X в. до н. э. - Х в.

    Хронология адыго-абхазской истории с древнейших времен до наших дней: X в. до н. э. - Х в.

    Категория: Адыги.RU / История
    700-100 тыс. до н.э. - Ранний палеолит. Самые древние следы пребывания человека (останки млекопитающего и два каменных предмета изготовленных человеком) на Северо-Западном Кавказе нашли в карьере Цимбал. Кавказ в то время был полуостровом, омываемым с севера морем, т.е. первые «люди» могли попасть сюда только из Малой и Передней Азии, о чем говорят и древнейшие орудия труда найденные здесь.
    400-300 тыс. до н.э. - В районе ст. Саратовской на р. Псекупс были найдены примитивные орудия труда и кости древних животных. Примерно в этот период начинается формирование речи у обитателей Кавказа.
    100-30 тыс. до н.э. - Средний палеолит. Начало всемирного похолодания. Первобытные люди (неандертальцы) расселяются по северному склону Кавказского хребта, Причерноморью и Прикубанью, происходит переход к оседлому образу жизни. Человек строит жилища, открывает способы добычи огня. Появляется родовое общество, а членов рода начинают хоронить, т.е. появляются религиозные верования. Самые известные находки этого времени в "Богосских мастерских" на р. Псоу, на Кодошском мысе севернее Туапсе, в Ахтырских пещерах близ Адлера, Ильская стоянка, Боракаевские пещеры и т.д.
    30-13 тыс. до н.э. – Поздний палеолит. Ледниковый период. Появление человека современного физиологического типа с родовыми поселениями и матриархатом. Человек научился обрабатывать кость. Памятники в регионе: стоянки Абадзехская, Хаджох, Шаханская, Фортепьянка на р. Белая, Борокова гора на р. Анчас, Хамышки на р. Марта, Карпово на р. Пшиш, Мешоко на р. Белая, Ходзинское и др.
    13-5 тыс. до н.э. – Мезолит. Отступление ледников, возвращение древних людей к кочевому образу жизни. Заселены все материки, возникают первые очаги земледелия в горных районах Малой Азии. Появляются более развитые орудия - топоры, луки со стрелами, силки, ловушки, праща и т.п. Развивается изобразительное искусство (памятник близ Майкопа).
    9-8 тыс. до н.э. - Произошло разделение "дене-кавказского" праязыка на "северокавказский", "сино-тибетский" и "на-дене" праязыки. Оно могло произойти в одном из районов Юго-Западной Азии - в Анатолии или восточнее. Говорившие на "северокавказских" языках народы либо остались на исконном месте (хатты, хурриты), либо мигрировали в более северные районы (предки адыгов и абхазов, вайнахов). Первым осколком являются предки басков, мигрировавшие в 9 тыс. до н.э. на запад и осевшие на севере Испании и юге Франции.
    7 тыс. до н.э.- Другая часть носителей диалектов "дене-кавказского" языка начала в 7 тыс. до н.э. переселение на восток – через Среднюю Азию и Памир – в Индию. Их потомками являются малочисленные народности бурушаски в Кашмире, нахали в Центральной Индии и кусунда в Гималаях (вымерший язык - некоторые считают его изолированным). В Китае и Тибете пришельцы европеоидной наружности растворились в местных монголоидных народах, оставив лишь свой язык, который, сильно изменившись, лёг в основу современных китайско-тибетско-бирманских языков.
    6-5 тыс. до н.э. - Носители "дено-кавказского" языка из Тибета переселились на север, частью образовали народы енисейской семьи языков (в настоящее время – около 1000 кетов), а частью проникли в Северную Америку, где осели вперемешку с местным индейским населением, обосновавшимся там ещё в 30 тыс. до н.э. Потомки переселенцев в настоящее время живут в Канаде и Аляске (атабаски) и Калифорнии (хопи и навахо).
    5-4 тыс. до н.э. - Неолит. Переход от присваивающего к производящему хозяйству; начало земледелия, животноводства, ремесел в регионе. С развитием скотоводства усиливается роль мужчины в роду, начинается патриархат. Родовые сообщества объединяются в племена. Антропологические материалы из Унакозовской пещеры (в Адыгее), относящиеся к рубежу 4-го и 5-го тыс. до н.э. позволили украинскому антропологу И.Д.Потехиной сделать вывод о большой близости семьи, погребенной в ней, к людям, населявшим в начале 4-го тыс. до н.э. Северо-восточную Анатолию и современным шапсугам. Примерно в это время из Анатолии на Западный Кавказ мигрировало какое-то племя, принесшее с собой с юга традиции малоазийской культуры "Чатал-Хуюк" (мотыжки "Сочи-Адлерского" типа, т.н. флажковые наконечники стрел, технологию и гончарную технику керамики, навыки оседлого стационарного земледелия, стиль монументальной росписи и др.). Эта культура была раннеземледельческим компонентом Северо-Кавказской протомайкопской культуры.
    4 тыс. до н.э. - "Хатто-хурритская" языковая семья разделилась на две языковые группы – "хаттскую" и "хурритскую". Хатты обосновались в Малой Азия и на черноморском побережье Кавказа. Древнее государство Хатти [3-2 тыс. до н.э.] возникло на этнооснове хаттов, смешавшихся с индоевропейскими народами "анатолийской группы" – лувийцами, палайцами и неситами. Хурриты разделились на 3 ветви: первая заселила горные районы Восточного Кавказа [Дагестан]; вторая – горные районы в верховьях реки Тигр, озеро Урмия [Иран], Кура-Араксинскую низменность [Азербайджан]; третья – заселила запад Малой Азии, Балканы [пеласги?] и Эгейское море [будущие “народы моря”?], Аппенинский п-ов [этруски?].
    4-3 тыс. до н.э. –Энеолит. Человек начинает использовать медь. Зарождение "майкопской культуры". Время существования единого "ашуйского" [адыго-абхазского] праязыка, названного так по имени археологической культуры. Первые дольменные постройки Пиренеев. Дольмены "Страны басков" являются ключом к пониманию происхождения "дольменной культуры" Западного Кавказа. С "протобасками" ученые связывают крупнейший в мире ареал дольменной культуры, охватывающий весь север и восток Испании, все западные и часть центральных департаментов Франции.
    3750 до н.э. - "Фар Хатти [Var Hatti — "царь хатти"] приходит и занимает трон Аккада [ из древнехалдейского трактата по астрологии]. В древнем фольклоре адыгов сохранилась аналогичная легенда о походе Уар-Хату в Малую Азию, который окончился на Евфрате. Плита из г.Кархемиша с иероглифическим текстом, содержание которого передано в “Рукописи Древней Гилдани [Ассирии]” более подробно описывает поход Фар Хатти, военачальника или вождя, возглавившего народ "хатуун" [людей хатти]. "Уун" — с древнего адыго-абхазского можно перевести как "человек". Если принять во внимание древнеассирийское “Var” [царь], которое по-адыгски звучит как “Уар”, то Хату был царем хатуунов, основавшим в Малой Азии “хаттское” царство”.


    XXX век до н.э.
    3 тыс. до н.э. - Ранне-бронзовый век. Отделение кочевого скотоводства от оседлого земледелия на территории региона. Археологические культуры периода:Майкопская [Северо-западный Кавказ],Новотиторовская [Прикубанье], Древнеямная [степи Приазовья]. Существование Майкопской культуры, обладавшей высоким для своего времени уровнем знаний о металле, позволило Э.А.Спейзеру выстроить теорию, согласно которой древнейшая металлургия возникла на Северном Кавказе. Изобретение бронзы [сплав меди и олова]. Т.к. на Кавказе олово было редким металлом, то использовали мышьяк. Произошло одомашнивание лошади, выделение племенных верхушек. Возникли союзы племен [народности] со своими вождями, т.е. люди постепенно переходят к "военной демократии".
    3 тыс. до н.э. - В Майкопской археологической культуре, в которой слились вышедшие на Закубанскую равнину из гор и предгорий "атыхи" и "хатты" [возможно и "индоевропейцы" в лице "ямников" Прикубанья], выделяется выразительный земледельческий компонент, сходный с культурой "Аладже-Гуюк" [в Малой Азии]. Его смело можно назвать “хаттским” в отличие от скотоводческого “атыхского”
    23 в. до н.э. - Древнеассирийский царь Нарам-Син переложил древнехалдейский трактат по астрологии на клинопись, выполнив и хронологический пересчет. В библиотеке Нарам-Сина, раскопанной в столице древней Ассирии - Ниневии, обнаружена глиняная табличка, на которой помещен краткий клинописный текст: “В двадцатое новолуние (3750-го года до н.э.) Фар Хатти (Var Hatti — царь хатти) приходит и занимает трон Аккада”.
    2600-2100 гг. до н.э. - Возникновение цивилизаций и очагов земледелия в долинах больших рек [Месопотамия в Малой Азии].


    XX век до н.э.
    2 тыс. до н.э. –Средняя бронза. Заселение Приазовских степей племенами катакомбной культуры. Одновременно в регионе существовали культуры: "Северокавказская" [Закубанье], "Дольменная" [Черноморское побережье Кавказа. C 3 тыс. до н.э. по 7 в. до н.э.). Дольмены возводились на всем протяжении 2 тыс. до н.э. Интересно, что такие крупные скопления мегалитов имеют место на северном склоне как раз в том районе, где до того размещался центр Майкопской культуры.


    X век до н.э.
    2-1 тыс. до н.э. - Поздняя бронза. Начало распространения железных изделий [8-7 вв. до н.э.]. Археологические культуры региона: "Бабинская", "Срубная" [степи Приазовья и Предкавказья], "Кобанская" [Центральный Кавказ], "Прото-меотская" [Кубань и Приазовье].


    IX век до н.э.
    VIII век до н.э.
    8-7 вв. до н.э. - Греческая колонизация Причерноморья и Приазовья. На Западном Кавказе от Тамани до р. Фарз находится племя киммерийцев, вытесненных скифами из Северного Причерноморья.

    VII век до н.э.
    7 вв. до н.э. - Военно-политическая активность скифов и киммерийцев в Малой Азии.

    VI век до н.э.
    6 в. до н.э. - Существование "Скифского государства" в Северном Причерноморье. С северного побережья Каспийского моря в Предкавказье проникают родственные между собой кочевые племена ирано-язычных сарматов. Народы, входящие в этот союз постоянно устраивали междоусобные стычки за власть в союзе. Это привело к дроблению сарматов на отдельные, враждующие между собой группы. Наиболее крупными, известными из этих групп являются аорсы, сираки, аланы, роксаланы, языги. На Кубани и в Восточном Приазовье складывается "Меотская культура".
    6-5 вв. до н.э. – Гекатей Милетский, описывая Фракию, в числе 12 племен упоминал и племя «синтов» [синдов]. Также у фракийцев было могущественное племя «маид» [маит, мет, меот .. знаменитый гладиатор Спартак (Спарадок) был фракийцем из племени маид].


    V век до н.э.
    5 в. до н.э. - Синды создают свое государство - Синдика, управляемое династией синдских царей. Столицей государства был город Синдика [ныне Анапа].
    480 до н.э. - Расположенные на берегах Керченского пролива греческие города-колонии, объединились в одно государство - Боспорское Царство со столицей Пантикапей [Керчь].
    479 до н.э. - "Боспоряне" предприняли открытое военное вторжение в Синдику и с большими потерями захватили город. Крупные отряды синдов и других меотских племен не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город-колонию, который был назван ими Горгиппия [Анапа]. С падением Синдики начался процесс консолидации меотских племен вокруг жившего к востоку [район Туапсе] меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается вариант написания - ADZAHA. В итальянских и греческих источниках название "зихи", применительно к адыгам, употребляется до 15 века.
    438-433 до н.э. - К власти в Боспорском Царстве приходит Спарток I, человек "варварского" [скорее всего фрако-меотского .. ср. фракийское Спародок] происхождения, основатель династии Спартокидов. Он начал внедрение в Боспорском государстве культа Диониса и Посейдона, от которого вели свою родословную фракийские цари. С приходом Спартока войны между зихами и греками прекращаются, усиливаются торговые связи "боспорян" с "меотами". "Меоты" становятся одними из основных поставщиков хлеба в города Боспорского Царства и Древней Греции.
    433-392 – Царь Боспора Селевк [сын Спартока I].
    433-389 – Царь Боспора Сатир [сын Спартока I] первым из боспорских правителем начал военные действия по присоединению автономных греческих городов. В первую очередь это коснулось азиатской части Боспора заселенного эллинами [Таманский остров]. После Сатир принялся за близлежащий к Пантикапею город - Нимфей, в котором стоял афинский вооруженный отряд. Овладеть Нимфеем, очевидно, без особого кровопролития помогло случайное стечение обстоятельств. В то же время была развязана война в Синдике. Дело было в том, что меотянка [из сарматского племени яксоматов] по имени Тиргатао вышла замуж за царя синдов [Гекатей] и, по неизвестной причине, лишила его власти. Сатир согласился помочь Гекатею восстановиться на престоле, если тот женится на дочери Сатира и убьет Тиргатао. Но Гекатей только заточил ее в крепость, откуда Тигатао сбежала к своим родственникам. Вступив на Родине в брак с приемником отца, Тиргатао начала военные действия и сильно опустошила набегами земли противников. Цари послали к ней в заложники младшего сына Сатира – Метродора и подослали к ней двух наемных убийц. Тиргитао уцелела после покушения и казнила сына Сатира. Борьбу с меотами завершил только сын Сатира - Горгипп, который явился к Тиргатао с просьбами и богатейшими дарами. Сатир пытался включить в состав государства и Феодосию, но осада города была закончена уже после его смерти.
    5 в. до н.э. - Меотские племена [т.е. часть являющаяся предками адыгов] отгорожены от других сарматских племен, относительно дружественным сарматским племенем сираков. Происходит постепенное взаимное проникновение культур "меотов" и сарматов. По свидетельству Страбона аорсы живут по течению Танаиса [р.Дон], сираки по течению Ахардея [р.Кубань]

    IV век до н.э.
    4 в. - Вслед за Скилаком Кариндским название ахаиев приводит Страбон (66 г. до н.э. - 23 г. н.э.). В своей "Географии" он пишет: "за Синдикой и Горгиппией (совр. Анапа) идет вдоль моря побережье ахаиев, зигов и гениохов", лишенное большей частью гаваней и гористое, так как оно является частью Кавказа. Эти народности живут морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью до 25 человек, редко - до 30; у греков они называются «камарами»... Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город; они господствовали на море. Иногда им помогают даже жители Боспора, предоставляя свои корабельные стоянки, рынок для сбыта добычи. Когда они возвращаются в родные места, то при отсутствии корабельных стоянок им приходится на своих плечах переносить «камары» в леса, где они и живут, обрабатывая скудную землю. Когда же наступает время плавания, они снова несут свои лодки к берегу. Точно так же поступают они и в чужих странах, где им хорошо известны лесистые места; там они прячут свои «камары», а сами пешком бродят днем и ночью, похищая людей для продажи в рабство. Похищенных они с готовностью предлагают отпустить за выкуп, извещая об этом после выхода в море их родных. В землях, подчиненных местным властителям, правители оказывают помощь жертвам насилия; они нередко в свою очередь нападают на разбойников и, захватив их «камары», приводят назад вместе с экипажем. Области, подчиненные римлянам, более бессильны против этого зла из-за небрежения посылаемых туда правителей»
    4 в. - Современник Страбона Корнелий Тацит в Книге III своего трактата «История» подтверждает мнение о неспособности римлян совладать с западно-кавказскими пиратами: «В Понте неожиданно взялся за оружие раб, варвар, некогда командовавший царским флотом, - отпущенник Полемона Аникет. Прежде он пользовался большой властью в этой стране; когда же она сделалась римской провинцией, принялся с нетерпением ожидать переворота... во главе значительных сил ворвался в Трапезунд. Расположенная здесь когорта была перебита ... Аникет сжег римские суда, забросав их горящими факелами, и стал полновластным хозяином на море... Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти у них называются камары, борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется, варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами. Когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладываются доски, образующие что-то вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко маневрируют. Грести на них можно в любую сторону. Эти суда кончаются острым носом спереди и сзади, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом...». Римляне лишь ценой подкупа царя Седохеза в Колхиде, во владениях которого расположился Аникет, сумели подавить это мощное выступление кавказцев. И Аникет, и Седохез - имена абхазо-адыгские, имеющие массу сопоставимых антропонимов в поздней номенклатуре.
    389-349 - Получив власть в Боспорском Царстве, сын Сатира - Левкон правил очень долго. Он не только продолжал политику своего отца, но и превзошел его. Левкон окончил войну с Феодосией и присоединил ее земли к Боспору, хотя война длилась довольно долго. Чтобы одержать победу, Левкон заключил союз со скифами и приказал скифским конным лучникам расстреливать своих отступающих воинов-гоплитов. Постепенно Левкон присоединил земли синдов [Таманский полуостров], торетов [примерно Приморско-Ахтарский и Тимашевский районы Краснодарского края], дандарии [примерно Темрюкский район Краснодарского края], псессы [примерно Ейский район Краснодарского края]. Опираясь на союз со скифами, Левкон сумел расправиться со всеми противниками власти Спартакидов.
    349-344 до н.э. – После Левкона власть перешла в руки его сыновей Спартока-2 и Перисада.
    344-310 до н.э. – Главным содержанием политики Перисада было укрепление власти архонта над греческими полисами и царя над подчиненными отцом "варварами", к которым он присоединил еще земли досхов [Тимашевский район Краснодарского края] и фатеев [Динской район и окрестности Краснодара]. В период правления Перисада Боспорская держава еще больше обогатилась за счет торговли хлебом.
    310-309 до н.э. – Царствование в Боспоре Сатира-2 и Пристана, сыновей Перисада. после смерти Перисада началась междоусобная война за власть между сыновьями. Евмел, вступив в дружеские отношения с меотскими племенами, собрал огромное войско и и начал войну против брата, но первую стычку проиграл. С остатками своего войска он укрылся в замке союзника Арифарна, царя фатеев. Сатир-2 попытался захватить замок, но в бою был ранен и вскоре скончался. Его тело перевезли в Пантикапей, где власть принял его брат Пристан. Евмел попытался вести переговоры о разделе Боспора, но Пристан не пожелал его слушать. Воспользовавшись моментом, Евмел захватил значительную часть территории азиатского Боспора. Вскоре войска Пристана капитулировали, а сам он отказался от власти.
    309-304 до н.э. – Царствование в Боспорском Царстве Евмела, сына Перисада. Его правление принесло много благ боспорцам в основном за счет увеличения торговли и территориального расширения государства. Кроме того, Евмел, как и его отец, всеми доступными методами укреплял авторитет Боспора на Понте [Черное море]. При его правлении море было очищено от пиратов [зихи, ахеи, гениохи и др.], что улучшило торговые контакты. Последующие цари Боспора не сумели преумножить свои богатства. В античной литературе о них сохранилось крайне мало сведений, а некоторым из них даже не нашлось места.
    304-284 до н.э. – Царствование в Боспорском Царстве Спартока-3, сына Эвмела. При нем остыли отношения с Афинами, прекратилась жизнь на Елизаветинском городище, некогда центра торговли с меотами. На правление Спартока-3 приходится уход скифов со своих земель и приход сарматов.


    III век до н.э.
    284-245 до н.э. – Царствование в Боспорском Царстве Перисада-2, сына Спартока-3. Он старался развить связи с Египтом и Родосом. Происходят большие изменения в античном мире. Македония и Птолемеевский Египет стали главными соперниками, оказывавшими политическое влияние и давление на греческие полисы. Сближаясь с Египтом, Перисад старался наладить экономическое положение своей страны.
    245-240 до н.э. – Царствование в Боспоре Спартока-4, сына Перисада-2.
    240-220 до н.э. – Царствование в Боспоре Левкона-2, сына Перисада-2.
    220-200 до н.э. – Царствование в Боспоре Гигена, правнука Сатира-2.
    3 в. до н.э. – В низовьях Дона возник город Танаис, в качестве боспорской торговой фактории.


    II век до н.э.
    2 в. до н.э. - Зихский царь Стахемфак называет себя подданным Римского Императора. С течением времени зихи объединяют вокруг себя все большее количество меотских племен. Верования меотов остаются прежними, но дополняются элементами сарматских культов. Многие сираки под влиянием оседлого земледельческого поселения переходят к оседлости и, поселяясь среди меотов, постепенно ассимилируются ими.
    200-180 до н.э. – Царствование в Боспоре Спартока-5, сына Гигена.
    180-150 до н.э. – Царствование в Боспоре Перисада-3, сына Гигена.
    150-125 до н.э. – Царствование в Боспоре Перисада-4, сына Перисада-3.
    125-109 до н.э. – Царствование в Боспоре Перисада-5, сына Перисада-4. Последний царь из династии Спартокидов, вероятно добровольно передал власть царю Понта Митридату-5, опасаясь захвата Боспора скифами. Подавляющее большинство поселений в Восточном Крыму гибнет или покидается жителями.

    I век до н.э.
    1 в. до н.э. – “Сарматизация” боспорских городов. Возвышение знати сарматского происхождения в Боспорском Царстве и его новый расцвет. Появление ираноязычных племен аланов на Центральном Кавказе и в Закавказье.


    I век
    1 в. – Павел-Диакон упоминает об "антах" на Днепре.


    II век
    III век
    3 в. – Появление племен германоязычных готов в Волго-Донском междуречье, степях Предкавказья и Причерноморья. Готы ведут войну с Римской империей и захватывают Боспор.


    IV век
    4 в. - Началось “великое переселение народов”, продолжавшееся примерно до 7 в..
    371 - Новый союз кочевников во главе с гуннами [хунны] из Севеврного Китая и Монголии, подавив сопротивление алан, двинулся к северным берегам Черного Моря. В считанные месяцы гунны уничтожилили Боспорское Царство. Меоты и сираки вытеснены с берегов Кубани на юг, в горы.


    V век
    5 в. - Германоязычные племена готов захватывают Тамань. Согласно преданию адыгов, старший сын князя Дауо - Баксан [ср. у Крамзина князь антов Бокса], был убит готским царем [Ш.Ногмов "История атыхейского народа"].
    5 в. - В греческих летописях собирательное название праадыгов - "меоты" вытесняется названием "зихи". Часть зихов спускается обратно на опустевшие равнины Кубани, где сталкивается с тюркоязычными булгарами [утугурами], отделившимися от "гуннского союза". На "развалинах" Боспорского Царства укрепились позиции Византии, главным врагом которой стали булгары. Зихи втупили в военный союз с Византией, что послужило началом усиления позиций христианства. Зихи идут войной на готов и освобождают от них Тамань. Византия нейтрализует болгар на Северо-западном Кавказе.
    5-6 вв Из Византии в Зихию постоянно прибывают христианские проповедники. Одновременно с проникновением христианства в свою среду, адыги сохраняют верность культам и верованиям своих предков. На юго-востоке Зихии христианство имеет более прочные позиции. Происходит культурное и этническое отмежевание от "Зихии" самостоятельного племенного союза "Апсуа" [абхазы].


    VI век
    <>6 в.<>- Византийский историк Агафий отмечал у колхов развитое мореходство ["О царствовании Юстиниана"]
    527 - Зихия подпала под власть Византии, выражавшуюся в том, что они должны были нести морскую повинность в форме поставки судов и морского снаряжения. С этого же времени в военную и административную жизнь Византии начинают просачиваться выходцы из зихов, многие из которых становятся влиятельными придворными сановниками.
    50-60 гг – Появление племен тюркоязычных аваров [обры] в Северокавказских степях, заключение союза с аланами и подчинение булгаров. Авары с булгарами опустошают земли антов, направляются в Центральную Европу и создают там "Аварский Каганат". Историк второй половины 6 в., упоминает посланника антов к аварам — «Мезамира, сына Идаризиева, брата Келагастова». Имя Келагаста ["Къалэ" - тюрк. "Город", "гъащтэ" - адыг. "пугать, пугающий"] однотипно по словообразованию с именами Ардагаст, Пирагост, Дабрагаст. Эти имена, по всей вероятности, более праадыгские, чем праславянские.
    6 в. - Образование государства Алания на Центральном Кавказе, просуществовавшего до 13 в.


    VII век
    7 в. - Образован новый союза племен - "Хазарский Каганат", в который кроме тюркютов [остатки Тюркского Каганата] вошли также аланы, савиры, булгары и др. С появлением "хазар" Зихия не утратила своего влияния на Западном Кавказе, но ее позиции были ослаблены. Связи с Византией не утрачены, но были затруднены. Зихо-касоги вынуждены переселиться на левый берег Кубани, т.к. на правом господствовали "хазары".
    634 - Арабы вытеснили хазар с Закавказья и воцарились там до конца 9 века.
    635-668 - Хан Кубрат возглавил в Приазовье новое государство – "Великая Булгария". После смерти хана Кубрата "Великая Булгария" распадается на "Булгарию" [между Азовом и Кубанью], "Дунайскую Булгарию" и "Волжскую Булгарию". Остатки булгар Прикубанья двинулись в верховья Кубани и повлияли [вместе с аланами] на этногенез современных карачаевцев и балкарцев.


    VIII век
    724 - Поход арабов на Аланию [как часть Хазарии]. Аланы платят подушную дань арабам.
    8-9 вв. - Периодически зихи занимали либо заселяли Керченский полуостров, где сохранились в большом числе их топонимические и эпиграфические следы. В ряде византийских источников [VIII-IX вв.] Восточный Крым называется Зихией. Сюда же проникало влияние зихской церкви. А.В. Гадло отмечал, что в отдельные периоды, особенно в VII-Х вв., восточнокрымские епархии Херсона, Боспора [Керчь?] и Сугдеи именовались Зихскими и входили в состав Зихского архиепископата с центром в Никопсисе [Гагры?], а в X веке — в Таматархе [Тмутаракань - соврем. Тамань].


    IХ век
    9 в. - В причерноморские степи, отбив их у хазар, прорываются кочевники с востока - сначала мадьяры [правенгры], потом печенеги [кыпчаки]. Зихи изгоняют "хазар" со всех своих прежних земель.


    Х век
    10 в. – Масуди употребил этноним кашаг [кашек, кашак] для обозначения группы западнокавказских племен. Греко-византийский этноним "зих" ему был, видимо, незнаком. Не знают зихов русские и хазарские источники [за исключением "Кембриджского Анонима", не вызывающего доверия]. Т.о., для арабов, персов, хазар и русских "зихи" являлись "касогами" [кашаг, касах, касак, каса]. Также он сообщает о морской торговле у кашаков (касогов), которые приплывали на своих судах в Трапезунд [Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI веков]. Согласно Н.А. Хачмахову, касоги, подобно руссам и викингам, сжигали своих погибших вождей на кораблях. Весьма важно отметить, что крупнейшая операционная база пиратов-руссов располагалась в Зихии на Таманском полуострове [Диакон Лев "История"]. Это автоматически означает, что в состав пиратских эскадр руссов входили западно-кавказские горцы. Они совместно грабят побережье Византии, выходят в Средиземное море и грабят побережье Андалусии и Каталонии.
    10 в. - Н.Я. Марр обращает внимание на то немаловажное обстоятельство, что армянские источники X века часто помещают Руссию рядом с Абхазией, а царей Руссии и Абхазии изображают в одинаковых одеждах [Бартольд В.В. Отзыв о трудах Н.Я. Марра по исследованию древностей Ани]. Вооружение руссов X в. имеет много общего с черкесским оружейным комплексом. Совпадает прическа, о чем писали очень многие авторы. Как и черкешенки женщины руссов носили корсеты. Архитектура жилища руссов - западно-кавказская [Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье ]. Руссы имели фундучные знамена, исключительно характерные для абхазо-адыгов. Похоронный обряд руссов в точности тот, который имели черкесы и абхазы [Вернадский Г.В. "Древняя Русь"]. Совпадает в деталях культ коня. Как и абхазо-адыги, руссы практиковали аталычество (fosterage) - систему приемного родства [Косвен М.О. "Этнография и история Кавказа"]. Древнерусский язык содержал явные адыгизмы - социальные термины, заимствованные из адыгского языка - унеин и тиун [Орлов А.С. "Владимир Мономах"]. Руссы в Крыму и на Хортице имели культ священных деревьев, заимствованный ими, согласно Вернадскому, у черкесов и абас-жан [Вернадский Г.В. Древняя Русь]
    964-965 - Ослабление "хазар" привело русов к границам Касогии. Князь Святослав Игоревич, напав на "хазар" и разрушив их город Саркел, пошел воевать против косогов [северных адыгов] и ясов [осетин] между Кубанью и Манычем и отправил многих пленных в Киев.
    975-996 – Гулямы [арабское обозначение воинов-рабов, среди которых было много тюрков, а также зихи] впервые появляются в Египте при халифе ал-Азизе. Например, гулям зихского происхождения Назук был начальником полиции Багдада при династии Аббасидов.
    989 - Князь Владимир Святославич закрепил Тмутаракань за Русью, захватив на Тамани и в Керьчи остатки хазарских крепостей. Тмутараканское княжество он отдал в княжение малолетнему сыну Мстиславу, которому тогда было не более 6 лет.

    ХVIII век
    18 в. - Адыг Джезаирли Хасан-паша был командующим ВМС [капудан-пашой], потом Великим Визирем Турции. Адыг Гусейн-паша был капудан-пашой при султане Селиме-3 и воевал против Наполеона Бонапарта. Жена султана Мустафы-3, она же мать султана Селима-3 была черкешенка. Продолжаются набеги крымских татар на земли адыгов с целью захвата людей в рабство. Адыги в свою очередь нападают на кочевья татар и ногайцев в приазовских и прикубанских равнинах. Крымское ханство на последнем издыхании, бесконечные войны с адыгами и Русью подорвали его воинскую мощь. В Большой Кабарде насчитывалось 8500 дворов, в Малой Кабарде дворов было вдвое меньше. Исходя из этого общее число их для всей Кабарды составляло около 13 тыс. Так как кабардинцы проживали обычно большими семьями по 10—12 человек, то имеются основания полагать, что их общая численность достигала 130—160 тыс. человек.
    1704 - Наместник Кутаиса сообщал великому визирю: «К восставшему на суше Дадиани на море присоединились Абаза» [Берадзе Т.Н. Мореплавание и морская торговля в средневековой Грузии]. В 1705 г. Порта усилила соединение кораблей в Батуми, направив десять специальных судов типа «эшкам-фуа» (фрегатов).
    1706 - Казачье Войско Донское передано Петром I в ведение азовского губернатора.
    1707 - О черкесском присутствии в районах Воронежа сообщает голландский путешественник и этнограф Карнелий де Бруин [1652-1727], побывавший в этом регионе: “Мы заметили, что большая часть царских домов около Воронежа заселена была черкасами [черкесами]. Люди эти очень опрятны и так же опрятно содержат и свои дома, вообще нрава они веселого и живут весьма приятно, забавляясь всегда игрою на скрыпке и других струнных инструментах. Они тотчас же начинают свою музыку, как только кто-нибудь приедет к ним, и подают тут же мед и водку ... Одежда у них особенная, вовсе не похожа на русскую ..”
    1708 - На Кубань бежала очередная партия казаков с Дона под предводительством Некрасова. Им разрешили поселиться между Копылом и Темрюком, присоединив предыдущие партии "раскольников".
    1714 - Сулхан-Саба Орбелиани, возвращаясь из путешествия по Европе, был вынужден задержаться в Трапезунде, так как турецкие корабли не решались выйти из порта, опасаясь абхазских пиратов. «В Гурию я судно не могу вести, - заявил ему один из корабельных владельцев, - абхазы возмущены, боюсь, и, если хотите, отправляйтесь на маленьком судне» [Инал-ипа Ш.Д. Абхазы]
    1717 - Неудачная экспедиция русского отряда под командованием кабардинского князя Александра Бековича-Черкасского в Хиву.
    1721 - Р. Агрба, превосходный знаток темы абазского пиратства, указывает, что в османских документах крупные столкновения с абазами на море отмечены в 1714-1716 гг. В этих сражениях абазы выстояли и в 1721 г. блокировали османские гарнизоны в Батуми, Гонии и Анаклее [Шенгелия Н. Османские источники истории Грузии XV-XIX вв]
    20-е - Возникли распри среди князей Кайтукиных, с одной стороны, Атажукиных и Мисостовых, с другой. Сторонники первого составили враждебную России "Кашкатаускую партию" [по имени горы Кашка-Тау близ реки Черек], сторонники двух других образовали стоящую за дружбу с Россией "Баксанскую партию" [по имени реки Баксан]. Первая партия искала опоры в Крыму и Турции и в 1731-1732 гг. даже приводила крымцев в Кабарду для совместной борьбы против "баксанцев".
    1723 - Порта перебросила из Средиземного моря 10 фрегатов и к 1723 году османы взяли Сухум, где спешно стали возводить крепость. Во время строительства крепости абхазы нападали на османов и с суши, и с моря. Положение османской армии в Абхазии было столь сложным, что ее командиры обратились за помощью к имеретинцам и мингрелам. Естественно, что Дадиани воспользовались трудностями абхазов и заняли земли к северу от Ингура вплоть до Кодора. Тем не менее, в 20-е годы, по сообщению царевича Вахушти (Вахушти Багратиони, сын царя Вахтанга VI, автор «Истории Грузии» - прим. С.Xотко) «Абхазы по-прежнему сильны на море, по морям ходят на судах «oletcandar», в которые они садятся по 100, по 200 и по 300 человек, и нападают в пути на суда османлисов и лазов-чанов и чаще всего у побережья Одиши (Мингрелии) и Гурии. В боях (на суше) абхазы слабы и быстро уступают, но на море - стойки и могущественны» [Description de Georgie. - S. Petersburg, 1842]
    1735-1739 - Во время русско-турецкой войны кабардинцы стали на сторону России вследствие обещания признать независимость Кабарды. Результатом этого стал "Белградский договор". На Тереке Росссия поставила крепость Кизляр.
    29(18).09.1739 г. - Принят "Белградский договор", по которому [пункт 6] Кабарды [Большая и Малая] была признана Россией и Турцией независимым государством.
    1748-1552 - Грузинские цари Теймураз и Ираклий привлекли к себе на службу адыгов [в основном восточных], благодаря чему добились вассальной зависимости Ереванского, Ганджийского и Нахичиванского ханств.
    Середина 18 в. - Интенсивность пиратских рейдов абхазов резко снизилась. Население подвластное Чачба, перестало заниматься разбоем. Абхазское княжество сохранило свой флот и использовало его для противодействия мингрелам на юге и сдерживания черкесских пиратов. Последние достижения абхазского государства в военно-морской сфере связаны с деятельностью Келеш-бея Чачба (умер в 1808 г.). Он поставил себе на службу пиратские традиции своего народа. До 600 военных галер собирались по его призыву в районе Сухума. Около трети этого флота поставляли садзы. [Хотко "Черкесское пиратство"]. Примерно с этого времени адыги были упомянуты в англоязычной популярной литературе как черкесы [«circassian»].
    1750 - Князь Малой Кабарды Кургоко Кончокин и ряд других владельцев обратились в российскую коллегию иностранных дел с просьбой разрешить им поселиться на российской территории возле Червленого городка, от разоряющих их владельцев Большой Кабарды, но тогда их просьба была отклонена.
    1753 - При разгроме персов у Тифлиса решающую роль сыграла кабардинская 2000-ая конница во главе с князем Кургоко
    Сентябрь 1756 - Еще до основания крепости Моздок царское правительство вынашивало планы заселения Малой Кабарды и района Моздока осетинами, на (повторную) христианизацию которых возлагались большие надежды. Об этом свидетельствует датированное сентябрем 1756 г. донесение Коллегии иностранных дел о "выяснении возможности переселения осетин на равнину и защите их от притиснений и обид". Царское правительство решило использовать в своих целях малоземелье осетинских обществ, замкнутых в горах и находившихся в вассальной зависимости от кабардинских князей. Предоставляя земли осетинам на равнине за счет кабардинцев и распространяя христианство среди осетин российские власти создавали возможность приобрести себе на Северном Кавказе союзника.
    1757-1773 – Султан Турции Мустафа-3 был женат на черкешенке, сын которой Селим-3 стал наследником престола и реформировал турецкие армию и флот.
    1759 - Противоречия между князем Малой Кабарды Кургоко Кончокиным и его врагами с Большой Кабарды достигли такого масштаба, что ему пришлось креститься вместе со своей семьей и поселился в русской кр. Кизляр. В том же году он обратился с просьбой отвести ему место для поселения между урочищами Моздок и Мекень и отпустить к Императорскому Двору. Его просьба оставалось без ответа в течение 3 лет.
    1762 - Окончилась Семилетняя война, которая показала хорошие боевые характеристики русских войск, разбивавших лучшие европейские армии. Именно эти части были направлены позже на войну с Черкесией. На Российский трон взошла немка Екатерина II, которая практически полностью отказалась от использования русских войск в Европе, для которой вся история векового адыгско-русского боевого содружества была пустым звуком. Большинство старших офицеров и генералов, командовавших русскими войсками в ходе войны с Черкесией, были западноевропейского происхождения. Дореволюционный исследователь Н.Ф.Грабовский указывал, что «Россия, задавшись один раз целью прочно утвердить свое господство на Кавказе, не могла действовать иначе, не во вред своим интересам, и потому существование Кабарды как независимой страны в нашем соседстве, имевшей влияние на подвластных ей ближайших народов … не мыслимо было».
    22(9).10.1762 - Издан доклад Сената Императрице Екатерине II "Об отведении урочища Моздок для поселения крестившихся кабардинцев во главе с владельцем Малой Кабарды Кургоко Кончокиным, построении там крепости и превращении Моздока в центр распространения промышленности и торговли». В тот же день он был высочайше утвержден Екатериной II. Именно эту дату можно считать днем начала Русско-черкесской войны, т.к. крепость решили возвести без разрешения, на территории независимого государства [по Белградскому договору].
    30(17).12.1762 - Малокабардинский князь Кургоко Кончокин был приведен к присяге, удостоен звания подполковника и именован Андреем Ивановичем Черкасским-Кончокиным. Ему назначили жалование - 500 рублей; его уоркам, желающим креститься, - по 40; а не желающим - по 30 рублей. Всего первоначально весной 1763 года в урочище Моздок переселилось 40 семей. Туда же был направлен подполковник русской армии Гак, которому было поручено выстроить там укрепление. Для поощрения желающих принять христианство и поселиться в Моздоке, положено было выдавать единовременно из кизлярских доходов - уоркам по 10 рублей, простым людям по 5, а холостым - 2,5 рубля. Вскоре побеги зависимых крестьян приняли широкий масштаб и к 1764 году в Моздоке проживало «более 200 душ мужеска и женска полу новокрещенных поселенцов».
    1763 - Основание русской крепости Моздок в землях, принадлежавших кабардинским князьям. Это был первый акт агрессии России в отношении к Кабарде. Как писал историк В.В. Потто, «Первоначальная идея, так счастливо и вовремя подсказанная Кончокиным, с течением времени развилась до колоссальных размеров, и при основании Моздока едва ли кто подозревал, что мы кладем краеугольный камень завоеванию Кавказа». К 1765 году Моздок был уже мощной крепостью, с пушками на стенах и земляным валом вокруг форштадта.
    1763-1764 - На Хасе [Верховном Собрании] Кабарды было решено не начинать сразу военных действий, а попробовать дипломатическими мерами добиться срытия Моздока. Естественно, многочисленные поездки в Кизляр к коменданту никакого результата не принесли.
    1764-1765 - В Санкт-Петербург отправлена депутация от Кабарды во главе с князем Кайтуко Кайсиновым [Къесын Къетыкъуэ] и первостепенным уорком Шабазгирем Куденетовым [Къундет Щэбэзджерий]. Требования были следующими: 1) уничтожить крепость в Моздоке; 2) платить кабардинцам за выбегающих от них пленников христианских; 3) чтобы перебегающие к русским для крещения или переселения князья и уорки отказались от имущества в Кабарде; 4) уменьшить торговые пошлины в Кизляре, взимаемые с адыгов. Кроме того, были отправлены послы к крымскому хану Селим-Гирею III, с просьбой оказать помощь Кабарде. На р. Уруп была созвана расширенная Хаса, в которой приняли участие представители Кабарды, Темиргоя, Бесленея и закубанских ногайцев. На ней было решено, что если решения о срытии крепости Моздок не будет, то действовать всем вместе против русских войск. Депутаты получили отказ в срытии Моздока, но, желая задобрить кабардинцев, им вручили 3000 рублей для раздачи их на общем собрании народа всем владельцам и узденям, в награду за помощь, оказанную при усмирении чеченцев в 1757 году. «Отказ, - пишет историк В.В.Потто, - объявленный депутатами на собрании народа, так раздразнил кабардинцев, что они, не приняв трех тысяч рублей, удалились в верховья Кумы и, соединившись с закубанцами, до конца 1779 года производили набеги на всем протяжении наших границ. Первый набег их в июне 1765 г. отличался таким необычайным упорством и дерзостью, которые только и можно объяснить себе еще не остывшим раздражением, вызванным неудачей ходатайства». Селим-Гирей III также принял адыгских послов. Депутатам от Кабарды было предложено – выдать в Бахчисарай заложников от всех княжеских родов по одному человеку, дань в 1500 невольников, и тогда крымский хан «займется кабардинскими делами». На Хасе по возвращении депутатов из Петербурга, было решено напасть на Моздок и Кизляр. Кургоко Кончокин был приговорен к смерти, а его имущество объявлено вне закона, т.е. всякий мог его теперь ограбить, увести его подвластных и скот. Однако привести приговор в отношении него не успели – он умер сам в 1766 году.
    Июнь 1765 - Объединенные силы адыгов Кабарды, Темиргоя, Бесленея «нагрянули на линию и шесть недель стояли под стенами Кизляра, грабя и опустошая его окрестности. Наконец, предводитель партии Росламбек Карамурзин отважился на приступ, но был отбит с громадной потерей. После этих событий, гарнизон Моздока был усилен драгунской командой и 1000 калмыков.
    1765-1767 - Представители крестьянских старшин Паче, Марем и Едикул постоянно ездили на встречи с кизлярским и моздокским командованием, где их всячески поддерживали и обещали помощь в случае восстания против правящего класса и подстрекали к переселению в Россию.
    Июль 1767 - Адыги вновь планируют устроить нападение, на этот раз на Моздок, однако планы их срываются подготовленным русскими агентами крупнейшим в истории Кабарды крестьянским восстанием. 10 000 крестьян под руководством Мамсыруко Дамалея [Мамсырыкъуэ Дамэлей] уходят от владельцев в горы. К ним для переговоров направляется группа князей и дворян, которые выслушивают требования и обещают с ними согласится. Основным требованием восставших было выполнение "Каратекских соглашений", сводившихся к ослаблению социального гнета. К восставшему народу также приезжали русские эмиссары, уговаривая его не поддаваться на обещания владельцев и переселиться всем поближе к Моздоку. Несмотря на происки и золото кизлярского коменданта адыгскому крестьянству и властям удалось найти общий язык.
    1767 - Активизируются крымские и турецкие агенты в Черкесии. В предверии новой войны с Россией, Османская империя желала заручиться поддержкой горцев. Это сильно беспокоило русские власти, однако, как указывает С.Броневский, «оказалось, что кабардинцы ни нашего, ни крымскаго подданства не желали, а хотели остаться по-прежнему независимыми».
    6.10.1768-1774 - Очередная русско-турецкая война. К ее началу регулярных русских войск на Кавказе было мало. Мощным подкреплением стали калмыки. В декабре 1768г. в Кабарду прибыл адъютант крымского хана Керим-Гирея - Магомет-ага с посланиями от султана Мустафы III. Послание призывало адыгов Кабарды перейти под покровительство Турции, отправить в Бахчисарай своих послов и чинить всяческие препятствия России. От жителей Кабарды требовалось, чтобы каждое селение выставило по 40 всадников, но у большинства кабардинцев Магомет-ага взаимности так и не нашел. Верховный князь Кабарды Касай Атажукин [Хьэт1охъущокъуэ Къэсей] с начала военных действий сохранял нейтралитет [даже после провокационных грабежей и отгона скота, принадлежащего адыгам, устроенных генералом де Медемом в ноябре 1768 года].
    1769 - Часть князей Кабарды - Джанбулат Кайтукин [Къетыкъуэ Жэмболэт], Хаммурза Асланбеков [Аслъэнбэч Хьэмырзэ], Мисост Баматов, Елзбуздуко Канаматов [Къэнэмэт Елбыздыкъуэ] и ряд других, решили, что настал благоприятный момент для начала атак. В апреле их отряды объединяются с отрядами западных адыгов в районе Кубани и начинают совместный поход на Моздок. Калмыцкий хан Убаша с 20000 всадниками выступают против адыгского ополчения [Потто "Кавказская война"]
    29.04.1769 - Произошла "Калаусская битва". «Калмыцкий хан Убаша, со всей своей 20000 конницей, стоял уже на берегах Калауса и зорко следил за противником ... калмыки превосходили своей воинственностью все азиатские народы и представляли собой противников опасных и грозных ... бой при таких условиях должен был скоро решиться. Черкесы дали тыл, и калмыки насели на них, как дикие звери ... Все пять знамен, множество оружия и панцирей, пять тысяч лошадей, обозы и вьюки — все это осталось в руках победителей. Пленных взято было немного, немногие же успели бежать, а все остальные пали на поле сражения. На самом месте побоища Убаша велел тогда же насыпать курган и назвал его "Курганом победы", а на той стороне Калауса, где кончилась битва, — другой курган, который был назван им "Курганом пиршества"» [Потто "Кавказская война"].
    1769 - На территорию Кабарды вошел командующий русскими войсками на Кавказе генерал И.Ф. де Медем и стал лагерем у горы Бештау в Пятигорье. С ним было около 3000 человек [4 роты кизлярской гарнизонной команды, Грузинский гусарский полк и 3 эскадрона драгун при десяти орудиях], остальное дополнялось казаками и 20 000 калмык. Склонявшиеся прежде на российскую сторону кабардинские владельцы признали себя подданными монархини российской, учиняли в верности присягу и дали аманатов [заложников]. Остальные ушли в горы [Потто "Кавказская война"]
    29.05.1769 - Генерал Де Медем послал майора Савельева с 700 казаков и 2000 калмык к Кубани для поисков неприятеля. Непокорных возглавил князь Мисост Бамат [Хьэт1эхъущэкъуэ Мухьэмэд и къуэ Мысост]. Под его началом, в урочище Эшкакон [восток КЧР] в верховьях р. Подкумок [Гумц1ык1у], после сражения 29 мая еще оставались небольшие отряды адыгов.
    1-6.06.1769 - Против последнего лагеря адыгов, укрепленного баррикадами из камней и деревьев, Медем послал под начальством гусарского майора князя Ратиева один гусарский эскадрон, 800 казаков и 3000 калмык при двух орудиях, которые «шестого июня и имел с ними жаркое дело в ущельях Подкумка». Кабардинцы «дрались отважно, но с такой же отвагой нападали на них моздокские казаки во главе с атаманом Савельевым, который сам водил их на завалы. Жестокий бой продолжался до ночи». После поражения, адыгам Кабарды пришлось прекратить боевые действия и выдать заложников, а в Кабарду был определен пристав - (ногайский князь) майор Петр Туганов. Боевые действия с адыгским и ногайским ополчением продолжались до июля 1769 года, после чего русские войска и калмыки вернулись в Моздок.
    1769 - Калмыцкий хан Убаша, без согласования с генералом Де Медемом, произвел набег на Бесленей, разорив ряд аулов по рекам Лаба и Уруп. Де Медем высказал свое неудовольствие и приказал без его распоряжений никаких действий на границе не предпринимать. В это же время активизировалась русская колонизация калмыцких земель. Калмыки увидели, что Россия разворачивает широкий план колонизации степи и бежали в Китай. Екатерина строго указала де Медему на необходимость сохранения калмыцкого войска на Кавказе, но было уже поздно - главные силы [около 20000 калмыков], противостоявшие Адыгам, уходили с арены боевых действий. На Волге оставались около 11000 их кибиток, но они уже не могли выставить и половины того войска, которое выставлял старый хан Убаша.
    1769-1770 - Боевые действия в Черкесии не велись. Пользуясь перемирием, в Кабарду отправлен капитан русской армии Михаэль Гастотти, под предлогом необходимости осмотра земель и для целей переселения части абазин [в 100 дворов] в Кашкатавское урочище, на реки Чегем, Черек и Урух. Но адыги так плотно заселяли Кабарду, что Гастотти указал в своем рапорте за декабрь 1769 года, что «все лежащие около Кабарды способные к поселение места, так равно и в Кашкатавском урочище, и по рекам Чегему, Череку и Урефу и около тех рек, как то и на приложенной при сем карте значит, заняты селением Большой и Малой Кабарды народа, почему к поселению других народов удобных мест совсем не отыскалось». Кроме того, Гастотти произвел подробный анализ расклада сил двух княжеских «партий» в Кабарде и предоставил в Коллегию иностранных дел свое «Представление», где излагалось его мнение о политике, которую следует проводить царскому правительству в Кабарде - «Надлежит всегда возбуждать распри и несогласия между кабардинцами и всячески не допускать, чтобы обе партии примирились прежде нежели то потребно будет».
    Лето 1770 - Генерал де Медем снова вступил в Кабарду и встал лагерем у г. Бештау, дожидаясь подхода калмыцкого войска, но те были уже на Волге. Узнав, что калмыки ушли, адыги снова взялись за оружие. Вскоре подошли отряды адыгов из Бесленея и Темиргоя. Де Медему пришлось срочно бежать за стены Моздока. Петр Туганов, пристав Кабарды, был также отозван в Моздок.
    17(4).10.1770 - Царскому командованию пришлось выделить с чеченского фронта отряд из 2000 человек, который на р. Кума встретил объединенное адыгское войско. Сражение ни одной из сторон успеха не принесло, но вследствие распрей между предводителями адыгов, ополчение распалось и каждый вернулся на свою территорию.
    1770-1771 - В Кабарде было принято решение отослать новую делегацию в Петербург для переговоров с Екатериной II. В этот раз поехали по одному князю от каждой из двух княжеских «партий» Кабарды – Баксанской [Кургоко Татарханов] и Кашкатовской [Джанхот Сидаков]. Их требования в точности повторяли требования, представленные за шесть лет до этого в 1764 г. Всю зиму и весну 1771 года российское правительство занималось «изобретением средств к успокоению Кабардинцов». С учетом того, что граница с Черкесией была полностью оголена после ухода калмыков, самодержавию пришлось пересмотреть часть своих действий по отношению к адыгами.
    1771 - Князь Аджи Карамурзин со своим отрядом беспрепятственно дошел до земли Донского войска и разорили там Романовскую станицу. Только на обратном пути они имели небольшую перестрелку с гусарами майора Криднера, которые преследовали их до Кубани.
    30(17).08.1771 - Послам Кабарды в Санкт Петербурге вручена "высочайшая грамота на имя всего кабардинского народа", а князю Кургоко Татарханову присвоено звание капитана русской армии. Текст грамоты свидетельствует, что Российская Империя старалась пойти на некоторые уступки. Так, Екатерина II согласилась платить по 50 рублей за перебегающих в Моздок из Кабарды рабов христианского происхождения. Крепостные же адыги, желающие принять христианство, должны были быть возвращены в Кабарду. Если уорк или князь хотел переселится в Моздок, то все его имущество оставалось в Кабарде и забрать его с собой перебежчик не мог. Но главное требование – уничтожение Моздока, опять было отвергнуто: «Заведенное в моздокском урочище селение мы, великая государыня, наше императорское величество, никогда уничтожить не согласимся, для того, что оное положение свое имеет не на вашей кабардинской земле, почему оное народ ваш в хозяйстве его и промыслах отнюдь и не стесняет». После возвращения депутатов в Кабарду, на проведенном собрании [Хасэ], было выражено резкое неудовольствие присланной грамотой, а Верховный князь Кабарды Касай Атажукин объявил: «Если де таким образом быть в покровительстве России, как калмыки находились, которых начали разорять и оттого они принуждены были отстать от России и бежать, то-де и им, кабардинцам, то же самое воспоследует, и они принуждены будут уйти в горы».
    1771 - Абхазия восстала против турок и выгнала их из Сухума, началась междоусобица.
    1772 - В Черкесии вспыхнула эпидемия чумы и военные действия адыгам пришлось приостановить. Восстание Чечни и волнения среди кабардинцев настолько озаботили генерала де Медема, что в течение почти 3 лет он не мог предпринимать никаких решительных действий. Дополнительных войск в Черкесию выставить не удавалось, т.к. в это время войска были заняты войной с Крымским ханством. Екатерине II необходимо было ликвидировать юридические последствия Белградского мирного договора 1739 года, по которому Кабарда признавалась независимым государством.
    07.11.1772 - Капитулировавший крымский султан Селим-Гирей заключил с Россией договор «О вечном союзе и дружбе». В статье 3-й говорилось о положении Кабарды: «До войны настоящей бывшие под властью крымского хана все татарские и черкесские народы, томанцы и некрасовцы по-прежнему имеют быть во власти хана крымского. Большая же и Малая Кабарды состоят в подданстве Российской империи». Хан никакого отношения к Кабарде не имел, тем более, не мог распоряжаться ее принадлежностью, но первый шаг к юридической ликвидации независимости Кабарды был сделан.
    26.01.1773 - По поводу пленения в декабре 1772 12-ти кабардинских князей, было созвано срочное собрание Хасэ, на котором было утверждено письмо в адрес генерала де Медема. В письме адыги требовали немедленно освободить захваченных князей, иначе «мы не признаем себя подданными российскими, и хотя по слабости своей вредить России не можем, однако всемогущий Бог милостив, уповаем на него, и всякому человеку ежели сносить напрасные нападки, то лучше принять смерть”. Это был ультиматум, который де Медем вначале пытался проигнорировать. Он решил вновь создать беспорядки в самой Кабарде, чтобы адыги были заняты своими проблемами. Для этого он провел переговоры с рядом ингушских старшин, которые согласились принять подданство России и переселиться ближе к Моздоку в обмен на совместное выступление против Кабарды. Адыги послали свое требование не трогать ингушей. К этому времени в Кабарде начался сбор войск, причем с привлечением как адыгов, так и соседних горских народов, для чего Кильчуко Кайсинов был отправлен в Малую Кабарду, а затем в Чечню, в Аксаевскую, Андреевскую, Костюковскую деревни и в Тарки (Дагестан).
    Май 1773 - Адыги Кабарды, Бесленея, Темиргоя, а также воины из Дагестана числом в несколько тысяч человек перешли р. Малка и встали лагерем в 30 верстах от Моздока. Гарнизон крепости тогда составлял 2342 человека и генерал де Медем опасался, что не смжет выстоять перед штурмом крепости. В связи с этим, требования об освобождении 12 князей были исполнены. Кроме того, де Медем признал права Кабарды на ингушей.
    1773 - Новым Верховным князем Кабарды избран Джанхот Татарханов [Тэтэрхъан Жанхъуэт], представитель рода Бекмурзовых.
    Декабрь 1773 - На Западе Черкесии [в Натухае] в крепости Суджук-Кале [Ц1эмэз - соврем. Новороссийск] высадился крымско-турецкий десант в количестве 10000 человек возглавляемый Девлет-Гиреем, которого часть крымских татар, не подчинившихся российскому ставленнику Сахиб-Гирею, провозгласила ханом. Его же поддерживала и Турция. Задачей Девлет-Гирея было нанести поражение русским войскам и их сторонникам из числа местных ногайцев и татар. Девлет-Гирей занял Тамань и устроил там базу для дальнейших действий. Он намеревался нанести первый удар по Едисанской Орде - примкнувшему к русским кочевью прикубанских татар.
    2.04.1774 - Так как боевые действия в Крыму были закончены, часть освободившихся войск была переброшена на Кубань во главе с бригадиром Бринком. Подкрепленные едисанскими татарами, русские войска отбили атаку Девлет-Гирея, после чего турецкий корпус направился в Кабарду.
    1774 - Из Кабарды навстречу хану Девлет-Гирею были направлены представители обеих «партий» - Мисост Бамат и Хамырза Асланбек. На переговорах было достигнуто соглашение о совместном нападении на Моздок. В Кабарду в 10-х числах апреля 1774 года прибыл представитель Крыма по имени Ширин-бег. Он находился в ауле князя Атажуко Хамурзина, когда весть о его пребывании в Кабарде дошла до Моздока. Сразу же, в Кабарду был направлен отряд майора Криднера, с отрядом пехоты, драгун, казаков и 4-х орудий. Окружив ночью аул Хамурзина, после короткого боя Ширин-бег и князь Хамурзин были взяты в плен. Несмотря на контратаки адыгов, Криднеру удалось доставить пленников в Моздок. Вскоре, войско Девлет-Гирея из татар, "некрасовцев" и ногайцев, к которому присоединились адыги Бесленея, Темиргоя и алтыкесекские абазины, вошло на территорию Кабарды и стало на р.Малка. Князья Джанхот Татарханов и Девлет-Гирей Касаев просили майора Криднера выступить против неприятеля для защиты верных им кабардинцев от крымского войска. Они уверяли, что большая часть кабардинцев пристанут к их стороне коль скоро увидят российскую силу. Генерал-поручик де Медем составил отряд из 1356 человек, под командованием майора Криднера и отправил их к станице Екатериноградская [Зей пак1э]. Однако по прибытии на место «нашел он с 80 кабардинцами Девлет-Гирея Касаева, который приехал нарочно только за тем, чтоб уведомить его, что уже все почти Большой и Малой Кабарды владельцы и черный народ преклонились к турецкой стороне и дали присягу». Это известие принудило майора Криднера возвратиться в Моздок.
    10.06.1774 - Объединенное войско адыгов и Крымского хана подошло к Моздоку, однако хан Девлет-Гирей побоялся штурмовать крепость. Вместо этого он решил 11 июня атаковать станицу Наурскую. Станица была хорошо укреплена и оборонялась казачьим отрядом под командованием атамана Савельева. 12-часовой штурм был отбит, а среди погибших адыгов казаками был найден князь Кургоко Татарханов, родной брат Верховного князя Кабарды Джанхота. Девлет-Гирей отошел с войском вглубь Кабарды.
    10.07.1774 - Война между Россией и Турцией закончилась подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора. Турция проиграла эту войну и [по установившейся "традиции"] «отдала» не принадлежавшую ей Кабарду России. Вот два артикула договора, которые касались адыгов: «Артикул 21-й. Обе Кабарды, то есть Большая и Малая, по соседству их с татарами большую связь имеют с крымскими ханами, для чего принадлежность их императорскому российскому двору должна предоставлена быть на волю крымскаго хана с советом его и старшинам татарским. Артикул 22-й. Уничтожен Белградский трактат, в 1739 году заключенный, и все прежде бывшие с последующими за ними конвенциями. А в оных о Кабардах сказано было, что оне остаются независимыми и бариерою между империями».
    1775-1790 - Знаменитый черкесский адмирал Турции - Хасан-паша Джезаирли. Он занимал пост капудан-паши с 1775 г. по 1790 г. Командовал также сухопутными армиями: подавлял мятежи в Ливане, Албании, достаточно успешно воевал с мамлюками, сумев занять Каир, который он удерживал с октября 1786 г. по октябрь 1787г.; оставаясь капудан-пашой в период с 1787 по 1790 гг., т.е. до самой своей смерти, Хасан-паша занимал пост великого визиря [Izzet A. Coc]. Непосредственно перед ним великим визирем был черкес Хасан-паша Меййит. В период войны с Наполеоном капудан-пашой был черкес-убых Кучук Хусейн-паша [Новейшие исторические, политические, статистические и географические сведения о Турецкой империи]. Он модернизировал османский флот при помощи французских инженеров. Черкес Хусейн-паша был женат на кузине Селима III, мать которого валиде-султан Михри-шах являлась уроженкой Адыгеи [Бларамберг И.Ф.]. Черкес Хусейн-паша помог возвыситься Хосрев-паше, о котором известно, что он был абадзехом и родился на территории современной Адыгеи [Izzet A.].
    1777 - Россия приступает к укреплению линии между Моздоком и Азовом, на протяжении 500 верст воздвигаются крепости на реках Малка, Кума и Подкумок. Для занятия этих крепостей были переселены остатки волжских казаков. В период с 1777 по 1780 у Кабарды были отобраны лучшие земли между Кумой и Малкой, район нынешних Кавминвод.
    Осень 1777 - Кабардинцы и закубанские адыги противятся возведению крепостей Азово-Моздокской линии. Кабардинцы вошли в тайные соглашения с другими северокавказскими народами и заключили тесный военный союз.
    1778 - При Екатерине-2 окончательно разорены и изгнаны "некрасовцы" [игнат-казаки], жившие в низовьях Кубани.
    1779 - Закубанские адыги осаждают Ставрополь, кабардинцы подступают к Алексеевскому редуту и Павловской крепости на Куме, а чеченцы действуют в Калиновской и других станицах, в то время как кабардино-черкесские соединенные силы угрожают ряду крепостей по всей линии. Почти весь Северный Кавказ за исключением Дагестана был вовлечен в борьбу. Особенно кровопролитно было сражение в конце сентября 1779 г., где кабардинцы потеряли почти весь цвет своей аристократии - более 300 молодых князей и дворян.
    29.09.1779 - Генерал Фабрицын пошел, с 800 егерями, 2-мя ротами Моздокского батальона и 2-мя казачьими полками, к лагерю кабардинцев на Малке. Ночью, через несколько часов после него, выступил губернатор Якоби со всем отрядом и направился к Малке, следуя тремя колоннами, на флангах и посреди которых находилась кавалерия. На заре, пройдя уже полпути, услышали и увидели вдали канонаду, открытую егерями, наступавшими под командой Фабрицына. Кавалерия поскакала вперед и застала горячую перестрелку, из пушек и мушкетов. Перестрелка эта продолжалась до 10 часов. Часть кавалерии переправилась на тот берег и напала на отступавших кабардинцев. Отряд построился в карре на берегу Малки, сделал несколько выстрелов из пушек и стрелял несколько раз бомбами из гаубиц по неприятельской кавалерии, находившейся на противоположном берегу. Убито было около 500 кабардинцев и они отступили к Баксану.
    27.11.1779-02.12.1779 - Войска генерала Фабрицына, состаящие из Владимирского драгунского полка [700 чел., под командою полковника Шульца], 4 роты Кабардинского пехотнаго полка [около 300 чел., под командою полковника Ладыженскаго], два егерских батальона [кабардинский, командир подполковник Кек, и горский, под начальством полковника Великопольскаго, в обоих около 900 чел.], полка генерала Штрандмана [около 800 чел.], 3 эскадронов казачьего легиона [под командою подполковника Савельева], 7 казачьих полков, 3 или 4 тысяч калмыков, 2 пехотных рот горского батальона [около 200 чел., под командой маиора Якоби]. Отряд выступил в трех колоннах, с кавалерией в промежутках, перешел р.Малку, вечером пришел к Баксану и расположился лагерем в виде трех карре, с кавалерией посредине. 30-го отряд выступил в прежнем порядке и, сделав 20 верст, дошел до горы, у подошвы которой остановился в большой деревне. Сюда отступили кабардинские князья с отрядом в 1000 горцев. Желая сдаться губернатору Якоби, они послали к нему депутатов. Переговоры окончились заключением мира: все князья принесли присягу в присутствии войск и подписали 2 декабря, хотя и неохотно, очень невыгодный для них договор. По этому договору, границею между Россией и Кабардой должны были служить реки Малка и Терек. По мирному договору, кабардинцы должны были заплатить нам контрибуцию в 10,000 рублей, но при этом потребовали вознаграждения за уведенный у них скот. Подполковник Савельев был послан с несколькими ротами егерей и казаков в Малую Кабарду, чтобы и ее подвести под русское подданство.
    Июнь-Июль 1780 - В Кабарде стояла неимоверная жара. Особенно много вреда принесло нашествие саранчи.
    80-е 18 в. - В период правления Келеш-бея Чачба, пришедшего к власти в начале 80-х годов XVIII века, флот абхазов буквально держал в страхе все побережье Грузии вплоть до Батума. Иоганн Бларамберг сообщает о том, что паша Трапезунда передал Келеш-бею власть над Батумом - ясно, что он не мог сделать этого без ведома (турецкого) султана Селима III [Бларамберг И.]. Видимо, Порта лишь узаконила фактическое состояние в регионе.
    1784-1785 - Все заботы Кабарды были направлены только на внутренние вопросы: власть централизуется, т.к. поняты губительные последствия борьбы двух партий; Великим Князем избирается Бамат Миcост; одабряются различные законы, касающиеся управления, землепользования, налогов и т. п.; положение крестьян улучшается. Это затишье используется русскими для устройства новых крепостей, в особенности в верховьях Кубани, с целью отрезать Кабарду от Западной Черкеси.
    1785-1791 - Распространение Ислама в Чечне, Ингушетии, Кабарде и Черкесии, с появлением на Восточном Кавказе шейха Мансура. Популяризация идеи единения народов Северного Кавказа и «Газавата» [Священной войны мусульман]. Помимо своих военных действий в Чечне против русских, Мансур действовал в 1788 г. в Малой Кабарде и нанес большое поражение русским войскам.
    02.11.1786 - 2000 всадников, в основном из Шапсугии и Натухая, атаковали на р.Ея три донских казачьих полка, разбили их и, дойдя до города Черкасска, столицы Донского края, беспрепятственно возвратились за Кубань. Одновременно с этой атакой темиргоевцы и абадзехи, собравшись в районе Майкопа, двинулись в Кабарду, где напали на Моздокскую линию, разорили несколько укреплений и по равнине возвратились к себе.
    1786 - На Кавказе вводится институт наместничества. Войсками под командованием Суворова уничтожаются ногайцы кубанских. Кавказская линия усиливается, ее командующим назначается генерал Текелли [1787]. Закончив эти мероприятия, русские требуют от кабардинцев прекращения торговых сношений с Западной Черкесией под предлогом того, что Кабарда - часть России, а Закубанье [по Константинопольскому договору 1783 г.] якобы принадлежит Турции. Это вызвало недовольство среди адскачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.