admin
Опубликовано: 00:59, 29 октябрь 2019
Адыги.RU / История

Что такоей постмайкопская керамика? | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Что такоей постмайкопская керамика? | Адыги.RU | Яндекс Дзен
Что такоей постмайкопская керамика? | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Во второй половине, в конце III тысячелетия до н.э. ситуация на Северо-Западном Кавказе существенно меняется. Наблюдается деградация майкопской культуры, появление других культур и в связи с этим синтетические 13 поликультруные черты.

В гончарстве это явление нашло репрезентативное отражение. Вслед за децентрализацией майкопского общества прослеживается заполнение бассейна Кубани и северо-восточного Причерноморья пришельцами с севера в виде катакомбников, с востока в виде северокавказцев, с юга в виде каких-то киркашей (джерчесов) и прото-торетов с востока.

Археология Закубанья показывает признаки четырех культур, бытовавших здесь в конце III, первой половине II тысячелетия до н.э.: постмайкопской, дольменной, северокавзской и катакомбной.

Какая-то часть постмайкоцев осталась в бассейне Псекупса низовьев Марты и Пчаса; дольменщики занимали горную часть в верховьях рек Лабы, Шхагоще (Белой), Пщища, Псекупса и северо-восточное Причерноморье; северокавказцы проникали в восточное Закубанье; катакомбники проявляются в северо-западном и центральном левобережье Кубани. Памятниками, давшими выразительную керамику средней бронзы, оказались: постмайкопские поселения — Псекупсское, Чишхо, Пшекуйхабль; дольменной — Дегуакско-Даховское, Старчики, Богатырка и дольмены Шапсугии; северокавказской — Ходзинский курган; катакомбной и ново титаровской культуры — Николаевское (Красногвардейское №1) поселение.

О постмайкопской керамике уже сказано выше. В ней заметно влияние северокавказской культуры. Видимо, какие-то группы северокавказцев проникли в центральное Закубанье, в район Чишхо. Керамику дольменной культуры хорошо проиллюстрировал основной ее исследователь В.И. Марковин в статье 1987 г.. К сожалению, автор не показал формы многих сосудов, а иллюстрации не позволяют сделать реконструкции. Но технологию, декоративную сторону и типологию автор ясно излагает и показывает. Однако исследователь недостаточно определенно называет технику производства сосудов — какие сделаны вручную, а какие на станке.

С первого взгляда бросаются в глаза две особенности дольменной керамики в отличие от майкопской: обилие орнаментации и ручек. Но ручки в 14 основном на амфоровидных и пеликообразных двухручных сосудах. Не исключено, что среди одноручных сосудов, кроме кружек, были и кувшины.

В.И. Марковин предлагает ассортимент посуды Дегуако в восемь типов: шаровидные чайники, кувшины, «калиркэбы» (горшочк5и щаровидной формы), кринки, грушевидные сосуды, горшки, кружки, миски и чаши. Намекает он и на девятый тип — довольно крупные амфоры.

Еще два отличия состоят в том, что внешняя и внутренняя поверхность многих сосудов расчесана гребенкой (В.И Марковин называет штриховкой) и заметный процент керамики имеет скрытый кольцевой поддон. (19 — рис. 5 — 25, 26; рис. 6-17, 7; рис. 7-39; рис. 10-13; рис. 11, 13, 14, 15; рис. 12-18). Сосуды нижнего горизонта во многих случаях залощены. Декор выполнялся чаще всего узким лощилом и представлял собой фестончатый фриз на плечиках, концентрический зигзаг, сетку, плетенку, вертикальные полосы и линии, колосково-елочный штамп. Из пластического орнамента популярны ямочные вдавления различной формы и направления; налепы пуговичные, сосцевидные, псевдожемчужины, расположенные в рядах; ребристые ручки, прилепы-поддержки, рельефные выступы на венчике типа ухватов. Вполне возможно, что нижний горизонт Дегуакско-Даховского поселения строителей дольменов синхронен постмайкопскому периоду. Еще можно предположить то, что среди испыунов (дольменов) этого мегалитического поля имеются современники культуры «накольчато-жемчужиной» керамики или ранних майкопцев. У них дольменщики могли заимствовать «жемчужины», но в упрощенном исполнении в виде псевдожемчужин.

В.И. Марковин датирует исследованное поселение 2980+ - 80 л. до н.э. по радиоуглеродному анализу, но допускает нижнюю дату середину III тысячелетия до н.э.

В горной части современной Адыгеи еще четыре памятника, давших информацию о гончарстве периода средней бронзы. Это хаджохский испыун №10, из портального материала которого реконструированы три сосуда; Усть-Сахрайский испыун восточной группы №2; поселение на богатырской поляне и 15 поселение Чубукина бугра (Цубукоуашх). Хаджоские сосуды ничего отличного от Дегуако не показывают. Усть-сахрайский испыун позволил реконструировать два сосуда — горшочек, украшенный по плечикам 14 пятичастными гравированными фестонами в ряд, кувшинчик с ручкой из венчика с 10-ю шестичастными гравированными фестонами, спускающимися от основания горла на экватор корпуса.

Поселение на богатырской поляне — репрезентативный памятник дольменной культуры. Его керамика представляет девять типов — корчаги, амфоры, горшки, кувшины, кринки, широкогорлые пелики, алиркэбы, кубки и миски. Кувшины приземистые с ручкой на плечике с днищем — ножкой. Амфоры с обычными ручками на плечиках. Пелики с малыми ребристыми ручками от венчика; некоторые украшены по плечикам клинописным фризом. У немногих сосудов видны желобки от выгоревшего каркаса на внутренних стенках. Цвет обжига черно-глиняный и серо-глиняный.

Один черно-глиняный горшок реповидной формы гончарной техники интересно декорирован радиальными насечками по венчику и гравированными концентрическими окружностями на плечиках. Другие горшки украшены пояском круглых вдавлений и фестончатым рядом на плечиках.

Керамика Цубукоуашх отличается от дольменной, хотя и не без ее признаков. Амфоры этого памятника имеют ручки майкопского стиля в виде вертикальных ушек с горизонтальными проколами. Фризы на плечиках этих сосудов не из фестонов, а из угловых триглифов и вертикальных полос и ямочных насечек. Оригинально расчесан красно-глиняный горшок густыми волнистыми штрихами. Очень тонкостенная гончарная корчажка украшена по плечикам четырьмя рельефными дугами и парными семилинейными фестонами между ними.

Равнинные памятники обнаружили в период средней бронзы более расширенную типологию из 12 типов: корчаги, горшки, амфоры, противни, кувшины, чаши, двуручные тазы, калиркэбы, кружки, миски, кубки, двуручные 16

малые чашки с горизонтальными ручками, в которых вертикальные проколы.

Значительный процент составляют сосуды гончарной техники. Как и в горной керамике, никаких покрытий нет, хотя В.И. Марковин находит на дегуакской посуде ангобы. Замечается обилие орнаментики, хотя исполнена она грубовато.

В отличие от гор, в равнинной керамике много валиков. Имеются даже примеры многоваликового декора (Псекупс). В меньшем числе встречаются ряды фестонов. Можно сказать, что они нехарактерны для равнинной керамики.

Для нечерезийского поселения типичен расчес. На поселении Чишхо керамика декоративно бедна. Пщикуйхабльское поселение дает сосуды с оригинальной орнаментикой. Один сосуд типа калиркэба на плечиках украшен многими валиками, между ними оттиски шнура, по одному валику пущен ряд ямочных вдавлений. На плечиках другого сосуда типа корчаги налеплен фриз из рельефного овалов. На венчике третьего большого горшка по воротничку выполнен ряд аккуратных круглых вдавлений, что придает сосуду нарядный вид.

На поселении Пхагуапэ в Тауйхабле попались гончарные миски новосвободненского профиля и грубо слепленный кубок с мощным расчлененным валиком. На поселениях Нечерезий и Чишхо найдены выразительные фрагменты двуручных тазов, характерных для малазийской керамики. На майкопском пытапэж горшки и калиркэбы с фестонами по энтазису и с гребенчатой плетенкой на плечиках.

Ходзинский курган дал керамику чисто северокавказского стиля% горшок, декорированный по всей поверхности шнуровым штампом, клинышками и гравированный трехлинейным зигзагом; алиркэб ручной техники, расчесанный по всему тулову гребенчатой плетенкой; курильницу с четырьмя горизонтальными ручками и проколотыми вертикально. Последняя украшена по плечикам гравированной косой сеткой, на уровне ручек — косыми параллельными штрихами, ниже ручек весь корпус расчесан под плетенку.

Четвертый фрагментированный сосуд украшен по всему корпусу ровными 17 горизонтальными рядами колоскового штампа.

Вся керамика Ходзинского кургана вылеплена вручную. Горшок темно-серый и пятнистый с примесью мелкотолченого известняка. Два других целых сосуда серо-желтого цвета с примесью крупной дресвы в тесте (известняк, беатит). Фрагмент четвертого сосуда кремового цвета с черной сердцевиной с примесью толченого кальцита в тесте.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)