admin
Опубликовано: 00:59, 29 октябрь 2019
Адыги.RU / История

Искусство гончарного дела у древних черкесов | Адыги.RU | Яндекс Дзен

Искусство гончарного дела у древних черкесов | Адыги.RU | Яндекс Дзен
современный набор керамики

Иную картину рисует гончарство постмайкопского периода, представляющего переходный этап от ранней к средней бронзе. На керамике этого периода виден синтез майкопской и северокавказской археологических культур. Последняя появилась на Северном Кавказе во второй половине III тысячелетия до н.э., и, по мнению некоторых исследователей, из Малой Азии.

От майкопской постмайкопскую керамику, во-первых, отличают амфоры. Они по-прежнему изготавливаются на станке, но формируются грубее из более зернистого теста. Ручки крепятся шпеньками, пропущенными сквозь стенки сосуда. Ручки резко профилированы ребрами. Амфоры, щиуаны, калиркэбы украшаются гравированным центробежным орнаментом, несущим числовую символику.

Миски постмайкопского периода часто снабжаются профилированными бортами и венчиками. Появляются курильницы на основе круглодонных мисок декорированные шнуровым штампом. У круглокорпусных сосудов появляется внутренний полосчато-лещеный орнамент.

Вся керамика постмайкопского периода имеет более мрачные оттенки обжига. Морфологически майкопская и постмайкопская посуда во многих типах сходна с анатолийской. Заметным отличием являются ручки, во множестве характерные для анатолийского гончарства и отсутствующие (за исключением амфор) в майкопской керамике.

Это отличие, видимо, объясняется динамичной оседлостью майкопцев и большей стабильностью оседлости анатолийцев. Сходство можно объяснить, с одной стороны, влиянием постмайкопской культуры на анатолийскую в результате миграции майкопцев в Малую Азию (18 — с. 18) в середине III тысячелетия до н.э. (культура Аладжагуюк), с другой стороны, влиянием Анатолии на постмайкопцев через северокавказскую культуру.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)