admin
Опубликовано: 10:58, 22 ноябрь 2019
История

Индоарии на Западном Кавказе

При изучении этнокультурной истории Западного Кавказа необходим учет еще одного важного фактора — древнеиндийского (resp. индоарийского), который никогда не привлекался исследователями прошлого и настоящего при этимологизации названий и самоназваний народов Западного Кавказа. Между тем, индоарии с незапамятных времен обитали на обеих покатостях Главного Кавказского хребта, в основном в его северо-западной части, и факты их присутствия в Северном Причерноморье, начиная от Северного Кавказа на востоке до Закарпатья, Дакии и
Индоарии на Западном Кавказе
черкесы

При изучении этнокультурной истории Западного Кавказа необходим учет еще одного важного фактора — древнеиндийского (resp. индоарийского), который никогда не привлекался исследователями прошлого и настоящего при этимологизации названий и самоназваний народов Западного Кавказа. Между тем, индоарии с незапамятных времен обитали на обеих покатостях Главного Кавказского хребта, в основном в его северо-западной части, и факты их присутствия в Северном Причерноморье, начиная от Северного Кавказа на востоке до Закарпатья, Дакии и Трансильвании на западе давно стали достоянием науки и своего рода хрестоматийными в научных исследованиях, несмотря на упорное сопротивление ученых-иранистов. Акад. В.Н. Топоров в предисловии к книге О.Н. Трубачева «Indoarica в Северном Причерноморье» заметил: «...теперь имеются все основания утверждать, что «причерноморский» индоарийский — уверенно и недвусмысленно заявляющая о себе реальность, и этого не отменяют отдельные случаи, которые вызывают сомнения, с которыми можно было бы поспорить или даже предложить новые варианты объяснения». Индоарии упоминаются уже в античной литературе со времен Геродота, в большинстве текстов которого вместо синдов (ZivSoi) указаны инды (IvSoi). На связь синдов с древними индийцами указывают и античные авторы (синды-инды, Синдика-Инди-ка, колхи суть индийские скифы и др.), а также исследователи более поздних времен. Благодаря усилиям этих ученых стало возможным выделение индоариев из скифского ареала, который раньше трактовался сугубо как иранский.

Индоарии были таким же «кавказским» народом, как и другие народы Кавказа, независимо от того, что индоарийский язык не имел генетических связей с кавказскими языками. В связи с этим заслуживает внимания определение времени появления индоариев на Западном Кавказе и территории, которую они там занимали. Согласно Т.В. Гамкрелидзе и Вяч.Вс. Иванову «следы арийских племен и соответствующих названий обнаруживаются в районе Северного Причерноморья в области Кубани, а также и в Прикаспии. К числу таких слов арийского происхождения, более архаичных, чем позднейшие иранские формы (выделено мной. — АлА.), относят название реки Sindes и племени EivSoi, EivSoi (в античных источниках, ср. др.-инд. Sindhu — “река Инд”; “Индия”), реки Кубань (Cuphis, Коифгд, ср. др.-инд. Kubha “река Кабул” в “Ригведе”). Ученые делают вывод, что «распад индоиранской общности следует отнести к периоду не позднее конца IV тысячелетия до н.э., поскольку можно установить, что индо-арийцы, начиная примерно с рубежа IV и III тысячелетий до начала I тысячелетия до н.э., не имели контактов с восточно-иранскими племенами» (выделено мной. — АлА.). Т.В. Гамкрелидзе и Вяч.Вс. Иванов считают, что «этот вывод, сделанный на археологических данных, прекрасно согласуется с излагаемой картиной независимых миграций разных индоиранских племен (индоарийцев, митаннийских арийцев, кафиров, иранцев) начиная с IV тысячелетия до н.э. Именно в этот период одна ветвь индоарийцев могла проникнуть, очевидно, через Кавказ, в северокавказские степи» (выделено мной. — АлА.). Здесь, по-видимому, речь идет и о тех индоариях, которые позднее предстали в сообщениях античных авторов под названиями Синдов, Меотов, Дандариев, Керкетов, Торетов (на Кубани), Тавров (в Крыму) и др. Если индоарии мигрировали в Прикубанье и вообще на Западный Кавказ на рубеже IV-III тысячелетий до н.э., а проточеркесы (кашки/каски) и протоабхазы (абешла), согласно клинописям Тиглатпаласара I, находились еще в Восточной Анатолии до II тысячелетия до н.э., то вопрос — кого в таком случае можно считать первонасельниками Западного Кавказа — отпадает сам по себе, приоритет здесь все-таки должен быть отдан индоариям. Этот тезис находит подтверждение в современных работах археологов, в которых обращается внимание на то, что, «если время появления севернокавказцев на Северном Кавказе пока точно не определено, как неизвестны и археологические памятники, имеющие несомненную севернокавказскую атрибуцию, то археологические памятники III-II тыс. до н.э. на Северном Кавказе, имеющие достоверную индоевропейскую атрибуцию (выделено мной. — АлА.) известны». Далее автор делает в определенной степени радикальный вывод: «Поскольку этническая характеристика более ранних эпох, чем III тыс. до н.э. на Северном Кавказе не может быть установлена, то правомерно считать индоевропейцев коренным населением Северного Кавказа, проживающим непрерывно в регионе, начиная с III тыс. до н.э. вплоть до современности». Пути миграции индоариев после распада индоиранского единства в Передней Азии проходили, согласно Т.В. Гамкрелидзе и Вяч.Вс. Иванову, вдоль черноморского побережья Кавказа в сторону Прикубанья и северокавказских степей. В этом случае причастность проточеркесов и протоабхазов к созданию знаменитой Майкопской культуры эпохи ранней бронзы (IV-III тысячелетия до н.э.) и к Дольменной культуре (III-II тысячелетия до н.э.) придется поставить под сомнение.

Другие новости:

На побережье Чукотки вымыло таинственных «морских змей»

Пес «уговорил» вредную лошадь ходить на водопой в лютый мороз

От сахарной Антарктики до портрета тихоходки: названы лучшие фото о жизни на Земле

Жительница Австралии показала опасность местных дождей

В Кремле не видели видео о жестокости предполагаемых бойцов ЧВК в Сирии

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)