• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Религия убыхов

    Категория: Адыги.RU / Религия
    Религия убыхов
    В XIX в. разлагались не только убыхский язык, но и старые религиозные верования. Официально убыхи этого века были уже мухамеданского вероисповедания, сунитского толка. Благодаря своим довольно широким связям с Турцией, они глубже восприняли ислам, чем это было среди асадзуа или шапсугов. Дж. Белль говорит, что в окрестностях Анапы и на Кубани преобладает ислам, от Геленджика до Псезуапе сильны следы христианства, под которое он подгоняет древние туземные верования. «От Вая (Псезуапе. — Л.Л.) до Сочи, где процветает турецкая торговля, опять преобладает магометанство. Все же старая привычка пить вино среди большей части жителей этой области укоренилась Южнее Сочи опять встречаются следы христианства; в то же время внутри горной местности многие живут, кажется, безо всякой религии» [13, s. 356; ср. 89, I, с. 93].
    Что на берегу моря глубже внедрился ислам, чем это было в горной полосе, можно заключить и из замечания Ф.Ф. Торнау об общине Сочи (Саше), где он побывал в качестве гостя у «князя Облагу» (т.е. Аблагуо): «Влияние турок у него в доме и на жителей селения было весьма заметно: намаз творился правильно в урочные часы, и к молитве призывал мулла, голос которого весьма редко раздается у абазин (т.е. асадзуа. — Л.Л.), а в Медовее (т.е. Мдажвюе, где он перед этим был. — Л.Л.) никогда не слышен» [143, ч. II, с. 50].

    По преданию, записанному Ж. Дюмезилем от убыхов в Турции, до внедрения ислама на северо-западном Кавказе убыхи и черкесы были язычниками. Само принятие новой веры произошло будто бы в результате того, что появился какой-то чудесный всадник, хаджирет — Али, который угрожал уничтожением всех горцев немусульманского вероисповедания. Всадник тот мог скакать по поверхности озера, а его лошадь обладала даром человеческой речи. Обращение горцев в ислам было делом этого всадника, передавшего основные догмы аль-корана. Характерно, что убыхское предание не сохранило в своей памяти даже тени сопротивления новой религии [59, p. 148-152].
    Но и в XIX в. часть населения даже официально еще не была мухамеданами, не говоря уже о большинстве бывших мухамеданами лишь по имени. Древние культы Западного Кавказа были, если не так живучи, как, например, у соседних гуае, то все же и не настолько бледны, чтобы о них можно было промолчать. И недаром Л. Люлье подчеркивал, что «жители морского побрежья представляли до сих пор редкий пример постоянства в своих обычаях и привязанности к прежним поверьям и обычаям. Но с некоторого времени стало превозмогать между ними магометанство, которое давно исповедуется дворянством» [94, с. 32]. Серебряков в 1852 г. писал: «Черкесы и убыхи называют себя все мусульманами, за исключением небольших обществ в горах, преданных язычеству но, называясь мусульманами, они мало знакомы с догматами этой веры от язычества остались у них: поклонение священным рощам, жертвоприношения и некоторые празднества» [6, т. X, с. 234; ср. с. 233].скачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.