• dle 10.2
  • ,
  • наши фильмы
  • Регистрация    Войти
    Авторизация

    Черкесы (адыги)

    Категория: Адыги.RU / История
    Черкесы (адыги) - народ живущий на Северном Кавказе. Сами черкесы называют себя «адыгэ». Живут черкесы (адыги) также в странах Ближнего Востока, куда были выселены во время русско-черкесской войны 1763-1864 гг. Здесь под этнонимом «черкесы» объединяются все адыги, абхазы, а иногда и другие народы Северного Кавказа.

    ЯЗЫК ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)
    В 1920-1925 гг северокавказская интеллигенция постаралась наверстать упущенное в годы царской власти, но наступивший сталинский период помешал этому. В 1922 г. в Кисловодске была созвана «Конференция по просвещению горцев», после которой на Северном Кавказе были открыты школы на родных языках, а к 1925 г. создана письменность на латинской графической основе. Но большевики постарались разделить не только народы Кавказа, но и народности, создав. В отношении черкесов (адыгов) это проявилось в создании разных алфавитов для кяхского (западно-адыгского) и кабардинского (восточно-адыгского) диалектов, разных грамматик для говоров кабардино-черкесского диалекта. Наряду с латинизацией, поднимался вопрос о создании единого литературного языка для родственных адыгских диалектов. По этому вопросу был проведен ряд конференций, но они не достигли практических результатов, так как их инициаторы были осуждены как буржуазные националисты и в большинстве ликвидированы.


    ЭТНОГЕНЕЗ ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)
    Этноним «черкесы», по одной из версий, восходит к греческому «керкет». Так называли античные авторы одно из местных племен, живших в районе современных городов Новороссийска и Геленджика. По другой версии этноним «черкесы» происходит от тюркского «Cerkes». Так называли адыгов окружающие тюркские народы со времен раннего Средневековья. Формирование черкесского (адыгского) этноса завершилось к концу I тысячелетия н.э. В этногенезе черкесов (адыгов) приняли участие племена зихов с восточного Черноморского побережья и составившие основное ядро, а также касоги и часть синдо-меотских племен.

    В XIV веке в Московском княжестве черкесов (адыгов) называли черкасами. Так, побывавший в XV веке на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что зихами зовутся они на греческом и латинском языках, а татары и турки называют их черкасами… на их собственном наречии имя им адыги. Когда на серных берегах Черного моря появились турки, черкесы подверглись частичной исламизации. В XVII веке путешественник Жан де Лукка, пишет, что часть черкасов уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкасов.
    Часть историков XVIII-XIX вв считали, что черкесы (адыги) и абхазы сыграли большую роль в формировании казачества. Например, В.Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» писал: «Первые козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили». [В. Н. Татищев, История Российская, М.-Л. 1963, т. II, стр. 240]


    ЧЕРКЕСИЯ
    21 мая 1864 года после столетней кровопролитной войны русские войска захватили урочище Кбаада (современная «Красная поляна» близ Сочи), считавшееся на тот момент оплотом черкесского (адыго-убыхского) сопротивления. Этот день официально считается датой окончания Кавказской войны. По окончании Кавказской войны власти Российской империи организовали поголовное выселение черкесов (адыгов) и убыхов в Османскую империю. В ходе изгнания погибли от голода и утонули тысячи людей. Ежегодно день изгнания отмечается в черкесском мире как день траура. «Столетняя беспрецедентная борьба черкесского (адыгского) народа за свою свободу вызывала уважение и восхищение всего мира. Это была война не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера» - отмечал первый президент России Б. Н. Ельцин.


    ЧЕРКЕСЫ (АДЫГИ) В СССР
    В 1918 г в Майкопе была провозглашена Советская власть, а позже создана Кубано-Черноморская советская республика. В 1921 г на Северном Кавказе образована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе СССР. В январе 1922 из её состава выделена Кабардинская АО, к которой спустя некоторое время волевым решением «сверху» была присоединена Балкарская АО. В январе 1922 г образована Карачаево-Черкесская Автономная область в составе СССР. В июле 1922 г образована Адыгейская (Черкесская) автономная область в составе СССР с центром в городе Краснодар. В нее вошли земли исторического проживания черкесских народностей - бжедугов, темиргоевцев, хатукаевцев, махошей, мамхегов. Адыги в этой республике сначала были названы в российских документах черкесами, но в 1928 г их стали называть адыгейцами. От устья реки Шахэ до Туапсе в 1924 г был создан Шапсугский национальный район, но в годы советской власти его ликвидировали.


    БЫТ ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)
    Основное занятие черкесов (адыгов) - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот… до принятия ислама разводили также свиней), садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.
    Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

    Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев родовых групп (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.

    Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.


    ОДЕЖДА ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)
    Традиционный мужской костюм - черкеска (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. С обеих сторон груди нашивались газырницы для патронов. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого или красного цвета у князей (пщи), коричневого у дворян (уорк) и серый или чёрный у крестьян. Бешмет по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы. Башлык шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Обувь - чувяки шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато украшались серебром как и рукоять шашки, но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом.

    Женская одежда была разнообразна и богата украшена. Она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик - чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат… и так же украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет, который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи… Поверх платья или кафтанчика надевали пояс плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к 19 в. пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале 20 в. получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 30-х годов 20 в. Рубаха - (джанэ) была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос… Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке так же крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь - как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок.


    ПИЩА ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)
    В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. После варёного мяса подавали бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовили махсыма - национальный слабоалкогольный напиток. По праздникам делали халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекли пышки, пирожки и пироги.


    ЧЕРКЕСЫ (АДЫГИ) И МЕДИЦИНА
    По данным французского агента шведского короля Карла XII Абри де ла Мотре, задолго до 1711 г. в Черкесии владели навыками массового оспопрививания. Абри де ла Мотре оставил подробное описание процедуры оспопрививания у черкесов (адыгов) в селении Деглиад: «… производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться» и т. п. Напомним, что только 14 мая 1796 г. английский аптекарь и хирург Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу.


    ФОЛЬКЛОР ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)
    В фольклоре черкесов (адыгов) центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты - Нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуакlуэ). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

    Черкесы имели свой морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековым опытом человеческого общежития.


    ЧЕРКЕСЫ (АДЫГИ) И РЕЛИГИЯ
    Древняя религия черкесов (адыгов) представляет собой систему поклонения Великому Тха (Тхьэ, Тхьэшхуэ). Тхьэ не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он - творец Законов Вселенной, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Для проведения обрядов богослужения (Тхьэлъэlу) нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщlэ). Поэтому обряды проводились в особых местах, чаще всего рощах - Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз, возле большого дерева, чаще всего дуба, отмечаемого специальным символом в виде буквы «Т», изготовленым чаще всего из дерева. Каждая местность имела свое место проведения обряда. Существовали также молельные места, единые для всего ущелья, этнической группы, региона. В Черкесии не было специальной касты священнослужителей - жрецов, роль которых исполняли старшие в роду, общине, селении. В жертву приносилось жертвенное животное, перед закланием на голову которого наливалось немного вина или максымы (легкоалкогольный напиток, получаемый брожением злаков с добавлением мёда). Тут же на месте готовилось угощение из мяса жертвенного животного, а также из принесенных продуктов. Перед принятием пищи, руководитель обряда в белой бурке обращался к Тха с соответствующей молитвой. После принятия пищи исполнялся сакральный танец «Удж», в котором мужчины и женщины, держа друг друга под локоть, совершают торжественное движение по кругу в правую сторону. Своим строгим ритмом и песнопением, обращенным к Тха, Удж приводит участников в состояние духовной возвышенности, являясь разновидностью коллективной медитации.

    В черкесском пантеоне известны также боги: плодородия - Тхагаледж; охоты - Мазытха; пчеловодства - Мелисса; крупного рогатого скота – Ахын (Ахун); мелкого рогатого скота - Амыш; верховой езды - Зекотх; врачевания и кузнечного ремесла - Тлепш. Почитались Духи моря – Хыгуаше; Кодес, удерживающий в своих берегах Чёрное море, Дух рек - Псыхогуаше и т.д…. Черкесы преклонялись перед стихией молнии - Шибле (Шыблэ).

    Одним из основных элементов черкесской (адыгской) религиозной системы является вера в существование душ (духов) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают поминальные тризны (хьэдэlус), практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (жьэрымэ), раздача её для поминовения душ умерших. Задачами земного существования человека является сохранение чести (напэ), сострадание к нуждающимся (гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (псапэ). Это, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет душе человека после смерти присоединиться к душам предков с чистой совестью (напэ хужькlэ). Отсутствует понятие загробных страданий или наслаждений.

    С VI века в Черкесию проникает христианство. Резиденция Епископа Зихии и Абазгии (Черкесии и Абхазии) находилась в Никопсисе, идентифицируемым с местностью Некепсухо (совр. Новомихайловское) на черноморском побережье. Местность Лесного кургана близ Нальчика также указывается, как место расположения христианских епископов (шехник). Во времена существования на черноморском побережье Черкесии генузских (итальянских) торговых городков определенное распространение получает католичество. Христианство оставило свой след в названии дней недели, некоторых обрядах. В Черкесии существовала многочисленная прослойка христианских священнослужителей (шоген, кардан - поп, дьяк).

    Проникновение ислама в Черкесию началось усилиями Крымских ханов. Однако в условиях пермаментной войны с Крымским ханством пропаганда ислама не могла быть успешной. Принятие ислама черкесами связано с их военным противостоянием христианскому государству - Российской империи в русско-черкесской войне 1763-1864 гг. Можно считать, что черкесы Кабарды приняли Ислам с 1807 года, когда были приняты поправки к древнему черкесскому (адыгскому) праву. Но шариатский суд в Кабарде все еще выносил свои постановления, в основном руководствуясь обычаями. В политическом устройстве власть, до введения российской системы судопроизводства, сосредоточилась в руках мусульманского духовенства.

    Деятельность посланников Шамиля - шейха Мансура и Магомет Амина по распространению ислама в Западной Черкесии вызвала религиозные стычки на ее территории во второй половине XIX века и не возымела особого успеха.


    Религиозное сознание черкесов (адыгов) и в настоящее время во многом синкретично, несмотря на то, что большая часть верующих считает себя мусульманами-суннитами.

    www.circas.ruскачать dle 11.3
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.